18.11.17 13:12:52

Новый пенсионер: Пенсионный фонд РФ Новый пенсионер: Министерство труда и социальной защиты РФ Новый пенсионер: Министерство здравоохранения РФ

Фотогалереи

Рубрики

Метки

Лента.Ру

Задержан участник перестрелки на юбилее измайловского авторитета в «Москва-сити»

Суббота, 18.11.2017, 12:19:00

Новый пенсионер:

Столичная полиция задержала одного из предполагаемых участников перестрелки...

Француз забил ударом с 35 метров под перекладину

Суббота, 18.11.2017, 11:29:00

Полузащитник французского «Нанси» Лоран Абержель забил гол ударом с 35 метров...

Наглый эму-воришка повеселил пользователей сети

Суббота, 18.11.2017, 11:24:00

В сети обратили внимание на видео, на котором эму таскает еду из открытой машины...

Пугачева и Галкин обвенчались

Суббота, 18.11.2017, 11:18:00

Новый пенсионер:

Певица Алла Пугачева обвенчалась с телеведущим и юмористом Максимом Галкиным...

Неймар сбежал из своего пятиэтажного особняка в Париже

Суббота, 18.11.2017, 10:08:00

Новый пенсионер:

Нападающий «Пари Сен-Жермен» Неймар покинул свой пятиэтажный особняк в пригороде...

Российская Газета

Минтруд ответил на заявление Кудрина о пенсиях

Четверг, 16.11.2017, 20:15:00

Минтруд ответил на заявление Кудрина о пенсиях

Голодец опровергла заявление Кудрина о нехватке денег на пенсии

Четверг, 16.11.2017, 16:55:00

Голодец опровергла заявление Кудрина о нехватке денег на пенсии

Размер декретных для работающих россиянок вырастет до 282 тысяч рублей

Суббота, 11.11.2017, 07:00:00

Новый пенсионер:

До 282 тысяч рублей вырастет в 2018 году размер декретных для работающих россиянок...

Путин объявил о новых мерах по поддержке семей с детьми

Четверг, 09.11.2017, 18:02:00

Президент России Владимир Путин пообещал, что государство не только продолжит...

Партнеры

Новый пенсионер: Старость в радость Новый пенсионер: Адреса милосердия Новый пенсионер: Доброе дело Новый пенсионер: Благотворительный Фонд «София» Новый пенсионер: РАРИО Новый пенсионер: Портал «СПРОС» Новый пенсионер: HelpAge International

Волшебство святошных чтений

Вторник, 08.01.2013, 18:01:00

Рожде?ственские или святочные расска?зы относятся к категории календарной литературы, характеризующийся определенной спецификой в сравнении с традиционным жанром рассказа. Сегодня этот жанр почти забыт. А жаль... Прекрасное обыкновение рождественских вечеров - чтение вслух всей семьей  
Новый пенсионер: Волшебство святошных чтений

Рожде?ственские или святочные расска?зы относятся к  категории календарной литературы,  характеризующийся определенной спецификой в сравнении с традиционным жанром рассказа. Сегодня этот жанр почти забыт. А жаль... Прекрасное обыкновение рождественских вечеров - чтение вслух всей семьей >>

Чувствительные истории, призванные пробудить в читателе жалость, впечатлили русских писателей, которые решили записать уже известные устные сюжеты или сочинить свои. Во главе угла остались христианские мотивы, но остались и страшилки, пугалки, мистика, эзотерика, эротические и юмористические мотивы, призраки, черти, загробный мир, всяческие чудеса — вот неполный послужной список тем, которые пользовались в дореволюционной России особенной популярностью! 

Традиция рождественского рассказа берет свое начало в средневековых мистериях. Это были драмы на библейские темы. Из мистерии в рождественский рассказ перешла подразумеваемая трехуровневой организация пространства (ад - земля - рай) и общая атмосфера чудесного изменения мира или героя, проходящего в сюжете рассказа через все три ступени мироздания. В центре внимания в дни Святок - Вифлеемский вертеп, путешествие волхвов, поклонение пастухов, звезда над пещерой... Вся вселенная замерла, увидев рождение чудесного младенца. И это событие, произошедшее больше двух тысяч лет назад, не просто вспоминается, как факт прошлого. Оно проживается нами сегодня - и сегодняшний свет Рождества в нашей жизни отражается в святочных рассказах.

Основателем именно литературного жанра рождественского рассказа принято считать Чарльза Диккенса, который задал основные постулаты «рождественской философии»: ценность человеческой души, тема памяти и забвения, любви к «человеку во грехе», детства. В середине XIX века он сочинил несколько рождественских повестей и стал публиковать их в декабрьских номерах своих журналов «Домашнее чтение» и «Круглый год». Диккенс объединил повести заглавием «Рождественские книги». «Рождественский гимн в прозе: Святочный рассказ с привидениями», «Колокола: Рассказ о Духах церковных часов», «Сверчок за очагом: Сказка о семейном счастье», «Битва жизни: Повесть о любви», «Одержимый, или Сделка с призраком» - все эти произведения густо населены сверхъестественными созданиями: и ангелами, и разной нечистью. Традиция Чарльза Диккенса была воспринята как европейской, так и русской литературой. Мало кто знает, что знаменитый скряга Скрудж Макдак из диснеевского мультика назван именно в честь диккенсовского персонажа. Его «Рождественская песнь в прозе» заложила первую традицию рождественского рассказа — жалобную. Ярким образцом жанра в европейской литературе принято также считать «Девочку со спичками» Г.-Х. Андерсена. Чудесное спасение, перерождение злого в доброе, примирение врагов, забвение обид - популярные мотивы рождественских и святочных рассказов.

Святочные рассказы в России

Вряд ли в России есть что-то более близкое к народу в смысле литературы, чем былины, сказки и... рождественские рассказы. Ведь самой читающей страной в мире мы побыли всего лишь в прошлом веке. А до того страна была в основном неграмотной, оставалось только передавать из уст в уста, запоминать, пересказывать, не забыв приврать маленько от себя.  Так что,  предшественниками русского литературного святочного рассказа явились устные истории, или былички, рассказываемые обычно в деревнях в святочные вечера.

Святки, период с Рождества до Крещения, считались одним из самых больших и шумных праздников крестьянского быта, сочетавших в себе буйное веселье и страх человека перед силами тьмы. По народным представлениям, злые духи приобретали в это время особую власть и свободно расхаживали по земле. Однако, по общему мнению, они могли не только вредить, но и обладали знанием о будущем; преодолев страх, человек пытался узнать у них свою судьбу. Для того чтобы духи ответили на самый интересный вопрос - а это обычно вопрос о будущем замужестве - существовало множество гаданий. Часто они сопровождались страшными историями - о сбывшемся гадании, о вывораживании суженого, о столкновении с нечистой силой. Пожилые, опытные женщины рассказывали их молоденьким гадальщицам. Потом отголоски подобных сюжетов перейдут в литературный святочный рассказ. Чаще всего в этих историях таинственные посетители из потустороннего мира являются человеку лицом к лицу. «Если в знаменитом «Страшном гадании» А. Бестужева-Марлинского или в «Гусарской сабле» К. Баранцевича гадание и впрямь роковым образом влияет на судьбы героев, то в анонимном «Святочном рассказе», опубликованном в 1892 году детским альманахом «Былинка», гадание с зеркальцем оборачивается просто забавным приключением», - пишет Майя Кучерская в предисловии к сборнику святочных рассказов.
 

В России первые святочные рассказы появились на страницах уникального в своем роде журнала XVIII века «И то и сио». Его издатель, М. Д. Чулков, помещал здесь самые разнообразные материалы по этнографии: песни, пословицы, поговорки. При этом к Пасхе печаталась бытовая зарисовка, описывающая пасхальное гулянье; к святкам - тексты подблюдных песен и, конечно же, святочные былички. Чулков пересказывал их с немалой долей иронии, вставляя собственные замечания и пояснения.

По-настоящему интересен литераторам народный мир стал чуть позже. Если у Диккенса непременным финалом была победа света над мраком, добра над злом, нравственное перерождение героев, то в отечественной литературе нередки трагические финалы. Специфика диккенсовской традиции требовала счастливого, пусть даже и не закономерного и неправдоподобного финала, утверждающего торжество добра и справедливости, напоминающего о евангельском чуде и создающего рождественскую чудесную атмосферу.

В противовес нередко создавались более реалистичные произведения, которые сочетали евангельские мотивы и основную жанровую специфику святочного рассказа с усиленной социальной составляющей. Среди наиболее значительных произведений русских писателей, написанных в жанре рождественского рассказа, — «Мальчик у Христа на ёлке» Ф. М. Достоевского, цикл святочных рассказов Лескова, рождественские рассказы А. П. Чехова (как, например, «Мальчики»).

Продолжателем традиций святочного рассказа в современной русской литературе является Д. Е. Галковский, написавший серию святочных рассказов. Некоторые из них получили награды.Романтики XIX века ценили всякое своеобразие и в чужой культуре, и в родной. Романтиков завораживала мистическая аура святок, позволяющая развивать сюжеты в близком для романтизма направлении - фантастика, тайна, соприкосновение с потусторонними силами, эстетизация ужаса. К описаниям страшных гаданий добавились уже и городские истории о встречах с привидениями, сеансах черной магии. Впрочем, вскоре такие явления стали описываться в ироническом ключе, и часто призраки оказывались не более чем результатом изобретательного розыгрыша.

Святочный рассказ, несмотря на пестроту и многочисленность текстов, принадлежащих разным эпохам и разным писателям, тем не менее, весьма легко узнаваем. В самом общем виде можно определить святочный рассказ как рассказ о случившемся в период зимних праздников чуде.

Русские писатели и  святошные рассказы

Недаром действие большинства рассказов происходит в рождественскую ночь, когда небо и земля поклоняются Младенцу, лежащему в вертепе. В это время преображается все, злые сердца смягчаются, а песни ангелов становятся слышны людям. Так и в святочных рассказах не только действие злых духов оказывается явным для человека. Активное участие в событиях нашей жизни принимают ангелы, Богородица и Сам Христос. И в Европе, и в России к празднику издавались специальные альманахи с такими рассказами. Здесь лукавые духи и ангелы оказывались под одной обложкой.

Рассказы начинаются обычно с описания несправедливости, неполноты, кризиса. Захлебывались слезами замерзающие сиротки, доведенные до отчаянья бедняки, плутали в бурю путники. Смутной тенью скользили привидения, суженый со страшной улыбкой глядел на невесту из мерцающего зеркального пространства, одинокий старик с раскаяньем вспоминал прожитые годы, помышлял о самоубийстве несчастный влюбленный, срубленная елочка тосковала о привольной жизни в лесу. Но видно, оттого, что происходило это в ночь под Рождество Христово, в великую ночь спасения, неутешенных не оставалось. По милости Провидения и сиротка встречала своего благодетеля, и бедняк получал наследство, и путник сквозь метель слышал звон колокольчика. Чудо входит в жизнь людей. В противовес нередко создавались реалистичные произведения, которые сочетали евангельские мотивы и основную жанровую специфику святочного рассказа с усиленной социальной составляющей. Среди произведений русских писателей, написанных в жанре рождественского рассказа, - «Мальчик у Христа на елке» Ф. М. Достоевского. 

Целую книгу святочных рассказов создал Н. С. Лесков. Писатель говорил в рассказе «Жемчужное ожерелье» (1885): «От святочного рассказа непременно требуется, чтобы он был приурочен к событиям святочного вечера - от Рождества до Крещенья, чтобы он был сколько-нибудь фантастичен, имел какую-нибудь мораль, хоть вроде опровержения вредного предрассудка, и наконец - чтобы он оканчивался непременно весело». Общее число лесковских святочных рассказов насчитывает до двадцати пяти произведений. Уже в свои ранние романы и повести Лесков вводил приуроченные к Рождеству и святкам эпизоды. Первое произведение с подзаголовком «Рождественский рассказ» - «Запечатленный ангел» - появилось в 1873 году, последний святочный рассказ «Пустоплясы» был создан за два года до смерти, в 1893 году. В декабре 1885 года писатель объединил двенадцать рассказов в специальный святочный сборник. Не раз рассуждал он и об основах теории этого жанра. Например, переработанный к святочному сборнику рассказ «Штопальщик» начинается так: «Преглупое это пожелание сулить каждому в новом году новое счастие, а ведь иногда что-то подобное приходит. Позвольте мне рассказать вам на эту тему небольшое событьице, имеющее совсем святочный характер». О жанре идет речь в первом абзаце неоконченного святочного рассказа «Маланьина свадьба»: «Я расскажу вам, достопочтенные читатели, небольшую историйку, сложившуюся по всем правилам рождественского рассказа: в ней есть очень грустное начало, довольно запутанная интрига и совершенно неожиданный веселый конец».

Многие рассказы Лесков при первой публикации (обычно это происходило 25 декабря) снабдил жанровым подзаголовком «святочный рассказ» или «рождественский рассказ»: «Запечатленный ангел», «На краю света», «Белый орел», «Христос в гостях у мужика», «Зверь», «Жемчужное ожерелье», «Грабеж», «Пустоплясы». Иногда «рождественская» природа повествования видна уже в заглавии («Рождественский вечер у ипохондрика», «Рождественская ночь в вагоне (Путешествие с нигилистом)», «Под Рождество обидели») (кстати, все они также опубликованы 25 декабря). В связи с изданием лесковского сборника 1886 года «Святочные рассказы» некоторые его произведения были переработы автором так, что стали осмысляться как святочные истории («Дух госпожи Жанлис», «Маленькая ошибка», «Старый гений», «Жидовская кувырколлегия», «Обман», «Отборное зерно»).

Хотя у Лескова герой утверждает, что сюжет святочного рассказа должен быть фантастическим, тем не менее, «Жемчужное ожерелье» - реалистичный рассказ: скряга и ростовщик вдруг превращается в щедрого дарителя. Фантастическая подоплека может быть заменена неким неожиданным сюжетным ходом.

Обыкновенное чудо

Мы уже говорили о том, что святочные рассказы часто начинаются с описания беды и трудностей человеческого бытия. Бабушке, едва сводящей концы с концами, нечем порадовать внучат к празднику («Рождественская елка»), мать не в состоянии купить ребенку подарок (П. Хлебников, «Рождественский подарок»), нет денег на елку и у обитателей петербургской трущобы (К. Станюкович, «Елка»), даровитый молодой человек незаслуженно притесняем своим скупым дядюшкой (П. Полевой, «Славелыцики»), подневольный крестьянин по прихоти барина должен убить своего любимца медведя (Н. С. Лесков, «Зверь»), потеряв билет на поезд, старуха не может попасть к умирающему сыну (А. Круглов, «В канун сочельника»). Однако всегда находится выход, преодолеваются все преграды, рассеиваются наваждения.

Чудо совсем не обязательно связано с событиями сверхъестественного порядка - посещением ангелов или Христа (хотя встречается и такое), гораздо чаще это чудо бытовое, которое может восприниматься просто как удачное стечение обстоятельств, как счастливая случайность. Однако для рассказов, опирающихся на евангельскую систему ценностей, и случайности не случайны: в любом успешном стечении обстоятельств и автору и героям видится милостивое небесное водительство.

Интересно, что гармония порой обретается даже ценой смерти, причем автор обычно не покидает героя на ее пороге, вступая в небесные обители вместе с ним,- описание его «посмертного» блаженства как бы уравновешивает тяготы земного существования. Для маленького героя Ф. Достоевского сама смерть становится дверью в страну его заветных желаний, где он обретает все, чего так не хватало ему в действительности, - свет, тепло, роскошную елку, любящий взгляд матери. Именно «Мальчик у Христа на елке» стал, пожалуй, самым известным русским святочным рассказом.


Помимо рассказов Чехова, Достоевского, Куприна, Гнедича до нас дошло множество святочных историй, чье авторство останется неизвестным. Небольшие лубочные издания сборников и журнальчиков издавались как раз к Рождеству и продавались на рынке. Часто там публиковали рассказы, автор которых был не указан.

Шутки шутками


Как ни странно, Новый год, Рождество и святки для русских писателей всегда были еще одним поводом посмеяться. Особенно святки с разными гаданиями: подумать только, сколько всяких конфузов приносят зимние праздники!
Писательнице Надежде Тэффи юмор удавался всегда. Ее рассказ «Страшный ужас» — это всякие глупые новогодние приключения и путаница «ребенка тридцати пяти лет» Николая Конькова. Начинается рассказ с очень правильной фразы: «Самый яркий вымысел рождественского фельетониста бледнеет перед действительностью». Вечно-то этот Коньков теряет свой дом и забредает не туда! Вот собирался переночевать у своего друга Данилова. Заехал он туда в темноте, его никто не встретил, прошел, куда-то лег... Утром просыпается — а там старичок какой-то. Коньков поинтересовался у старичка, проснулся ли уже его друг Мишка Данилов:
« — А что, он уже встал?
— Кто?
— Да хозяин.
— А я-то почем знаю!
— И чудак же вы! В одном доме живете и ничего не знаете!
— И вовсе не в одном доме. Он на Сергиевской живет.
— Мишка Данилов?
Старичок чуть не заплакал.
— Да не Мишка, Господи! Домовладелец мой на Сергиевской живет. Купец Каталов. Господи! Страдаю исключительно от своей деликатности!
Коньков усмехнулся и стал одеваться.
— Это вы-то?
— Ну, а я! Другой выгнал бы вас давно! Залез в чужой дом и спит! И спи-ит!
— Па-азвольте! Меня сам Данилов пригласил...
Старичок похлопал его по плечу и той же рукой показал наверх.
— Там Данилов! Там! Поняли?
— Умер? — догадался Коньков и сразу взял себя в руки, чтоб не малодушничать...
— Наверху он! — надрывался старичок. — Наверху живет. В третьем этаже. А я Карасев в отставке. Кара-се-ев! Господи!»
***

Михаил Зощенко — тоже известный юморист. Над рассказом «Елка», в котором брат и сестра Леля и Минька тайно пробрались в запретную комнату с наряженной елкой, традиционно хохочут и дети, и взрослые:
«Я говорю:
— Леля, если ты съела пастилочку, то я тоже сейчас что-нибудь съем.
И я подхожу к ёлке и откусываю маленький кусочек яблока.
Леля говорит:
— Минька, если ты яблоко откусил, то я сейчас другую пастилку съем и вдобавок возьму себе ещё эту конфетку.
А Леля была очень такая высокая, длинновязая девочка. И она могла высоко достать.
Она встала на цыпочки и своим большим ртом стала поедать вторую пастилку.
А я был удивительно маленького роста. И мне почти что ничего нельзя было достать, кроме одного яблока, которое висело низко.
Я говорю:
— Если ты, Лелища, съела вторую пастилку, то я ещё раз откушу это яблоко.
И я снова беру руками это яблочко и снова его немножко откусываю.
Леля говорит:
— Если ты второй раз откусил яблоко, то я не буду больше церемониться и сейчас съем третью пастилку и вдобавок возьму себе на память хлопушку и орех.
Тогда я чуть не заревел. Потому что она могла до всего дотянуться, а я нет. Я ей говорю:
— А я, Лелища, как поставлю к ёлке стул и как достану себе тоже что-нибудь, кроме яблока.
И вот я стал своими худенькими ручонками тянуть к ёлке стул. Но стул упал на меня. Я хотел поднять стул. Но он снова упал. И прямо на подарки...»

Страсти-мордасти


Николай Гоголь. Лучшего черта, чем в знаменитой гоголевской «Ночи перед Рождеством», просто не существует. Но что черти, когда под Рождество людям являются кошмары пострашнее?:


«Скрепя сердце, бледный, дрожа как в лихорадке, сел бедняга на прежнее место, взял подвернувшуюся под руку кочергу и, сам не зная для чего, принялся сильно ворочать ею в камине, искоса оглядывая стену, с которой сначала все осыпалась известка, а потом вдруг треснули обои, образовалось отверстие, и оттуда медленно высунулась до локтя чья-то длинная, костлявая рука.
Холодный пот в одну минуту покрыл тело несчастного Извольского, он попробовал крикнуть, но не мог произнести ни звука, рука же выдвигалась все больше и больше и, растопырив исхудалые пальцы, точно что-то ловила ими в воздухе. В припадке отчаянной решимости Андрюша попытался схватить эту рук, но она предупредила его, неожиданно вцепившись ему в волосы... Насмешливый хохот раздался из-за стены...»
(Варвара Извольская, «Незваная гостья»)
***
Правда, потом выясняется, конечно, что все эти ужасы юноше Андрюше Извольскому просто приснились, когда он задремал у камина.
Излюбленный сюжет рождественских страшилок — это проверка персонажа на храбрость, когда кто-нибудь идет ночью в опасное место доказывать, что призраков не существует, а вместо этого пугается совсем постороннего предмета — или, что еще чаще, над персонажем просто подшучивают.
В конечном итоге, в лучших святочных рассказах всем страшилкам-пугалкам, всем рогам-копытам находится объяснение. Иногда — самое что ни на есть простое!
***
«...Оробел дед уж не на шутку: ни жив ни мертв сидит он возле черта... догадался он, что это черт был... А тот только хохочет все громче да громче.
— Ну что, старик, оробел! Не бойсь, я добрый малый!
А вот погляди-ко на этот домишка, не кабак ли? — указал он на какую-то избенку.
Поглядел дед: перед ними действительно был знакомый кабак. Легче деду стало. Поглядел он в это же самое время и на заезжего, поглядел да так и замер от страху: возле него сидел уже не заезжий, человечье все-таки подобие, а какой-то мохнатый котел с свиными ушами.
Ухнул только дед, а котел и говорит:
— Ну-ка, — говорит, — старичок, подержи-ка возжи-то, пока я бочонок выну.
Стал это он вынимать бочонок, видит дед — не руки у котла, а когти, и хвост откуда-то выглядывает. Как увидел это дед и когти, и хвост, так у него и волосы дыбом стали, и хмель весь прошел. Помер бы от страху дед, да на его счастье в эту пору петух крикнул. Только что крикнул он, у деда и язык развязался, и правая рука нашлась. Перекрестился он, проговорив: „Боже, помилуй мя, грешного!“, и как сноп повалился на снег.
Очнулся уж он на постоялом дворе, в селе Клопихи, далеко от нашей деревни. А нашли его в сугробе проезжавшие извозчики. Шубы и шапки в помине не было. Туманцу, значит, подпустил деду окаянный заместо шубы да шапки. А кругом того места, где подняли его, такие овраги страшнейшие, что и Боже упаси! Не крикни петух, пропал бы дед, свернул бы себе шею; не больше сажени до оврага было, а в нем и дна не было.
С тех пор дед захирел да захирел. А через месяц и душу Богу отдал: доконал-таки окаянный старика, а старик был крепкий, здоровый такой...
— Ну, брат Акимыч, ты, можно сказать, ахинею нес...Кого же это нынче черти-то обходят. Известный черт — водка!»

***


Суженый мой, ряженый, приди ко мне наряженный


Что такое на Руси святки? Конечно, гадания! Чего только из этих гаданий не выходило! Всякие конфузы, которые оборачивались неприятностями спустя годы. Вот рассказ Казимира Баранцевича «Гусарская сабля»:

«Один гусар заплутал, зашел в чей-то дом спросить дорогу, зашел случайно в одну из комнат... А там премилая девушка к нему спиной сидит у зеркала — гадает. Увидела неизвестного — бах в обморок. Гусар кинулся приводить его в чувство, отстегнул мешающуюся саблю... А потом испугался и сбежал, саблю забыл. Прошли годы. Гусар возмужал и женился по огромной любви, души в супруге не чаял. И надо было ему найти в шкафу жены ту самую саблю, бережно хранимую! «Ну, так знай же, — говорю, — сабля это моя, и я был тот самый офицер, который явился тебе в зеркале. Вышло это случайно, без всякого желания дурачиться, случайно же незамеченным я и скрылся». Она посмотрела на меня — слез уже у ней не было — и только сказала: «Да?» Но таким разочарованным, леденящим душу тоном, что я тут же почувствовал, что между нами что-то порвалось...»
***


Словом, оказалось, что девушка всю жизнь только и любила, что того красавца-гусара, увиденного в зеркале много лет назад, и хранила в сердце его образ. Разочарование!
Смертельная история получилась из гадания в рассказе В. Чаушанского «Ночь под Новый год». Марья Ивановна, одна из дочерей семейства Ивлевых, не поехала на карнавал с родными, а пошла в баню гадать?:
«Зеркало превратилось во что-то неопределенное, в какой-то сплошной фиолетовый туман с какими-то фантастическими летающими тенями без всяких очертаний... Она слышит над собой горячее чье-то дыхание... ей чудится, что какое-то безобразное мохнатое существо слегка щекочет ее своей безобразной холодной лапой по нежной коже шеи... Ужас объял молодую девушку. Всматриваясь в зеркало, ей представилось, будто сзади нее стоит точь-в-точь такая Баба Яга — костяная нога, о которой во время оно рассказывала ей няня Федосеевна. Вон, и зуб вперед, и нос сходится с подбородком, и вместо ногтей — железные крючья, которыми она откапывает недавно похороненные тела младенцев, разрывает ими грудь и вынимает невинное детское сердце, которое тут же и съедает. Вот она начинает царапать за шею и ее, и как будто электрический ток пробежал по испуганной Марье Ивановне. Да... режет ее... вот уж железный крюк впился в нежную шею Марьи Ивановны... она чувствует, как холодное острие входит все дальше и дальше; но она ничего не в состоянии сделать. Руки ее повисли, словно плети; все движения парализованы; сердце — и то перестало биться. Марья Ивановна совершенно отдалась течению охватившего ее ужаса. Она чувствовала, как ненавистные крючья колдуньи постепенно расширяли рану на ее шее, как эта рана подходила уже к горлу...»
А потом барышне привиделось, как все ее родственники на возке тонут под водой. И точно: повозка с ее семейством провалилась под лед, и все погибли.

***


Чудо в каждый дом


Говорят, под Новый год случаются чудеса. В русских святочных рассказах чудеса творятся с особенной легкостью, особенно если персонажи их заслужили.
Бедная бабушка с голодающими внучатами заблудилась в лесу новогодней ночью и подсмотрела, как из сугробов вышел большущий старик, а с ним мужички-кулачки. Всю ночь они рубили елки, готовили для всех ребятишек на свете подарки. «И чего, чего уж тут не было: восковые херувимчики с золотыми крылышками, золотые орехи, красные яблочки, книжки, пряники, коврижки сахарные, медовые, сусальным золотом и серебром изукрашенные, курочки да петушки — золотые гребешки, барашки да коровки с золочеными рожками, лисички, волки, медведи...»
Бабушка все рассмотрела и домой вернулась, а дома дети голодные, кушать нечего, ни крошки нет. Что делать? Повела бабушка детей в храм. Вернулись — а дома еды полным-полно. Соседи нанесли у кого что было. А добрая барыня подарки ребятам подарила. В этой сказке неизвестного автора «Рождественская елка» есть еще очень интересная фраза: «Забыла старушка, что надо быть малым довольной. Кто малым доволен, тому Господь больше посылает».


Константин Станюкович.(«Елка»):  нищий майор решился во что бы то ни стало порадовать своего приемного сына-мальчугана и достать ему елку на Рождество. Только как — денег ни копейки! В долг — отказывают, милостыню в рождественский мороз не подают... Словом, украл майор две серебряные ложки. И к вечеру сочельника принес домой чудесную елочку, «осветившую радостным светом их убогую каморку и горемычную жизнь».
Сам царь Петр Великий нагрянул в дом к скупому купцу, чтобы излечить его от жадности! Знаменитый итальянский тенор XIX века Марио запел на улице, чтобы собрать милостыню для обедневшей женщины и ее ребенка. Чудо? Чудо.


Но еще большее чудо — тот самый рак, который «на горе свистнет»! Ведь все самое желанное, как известно, случится тогда, «когда рак на горе свистнет». Надежда Тэффи (рассказ «Когда рак свистнул») вдоволь посмеялась над нашим вечным желанием реализовать невозможное.
Когда свистнет рак? Почему он не может свистнуть? Как его заставить свистнуть? В общем, маленький мальчик заинтересовался этой темой, вырос, всю жизнь изучал раков, передал дело сыну, сын — внуку, внук — правнуку... Прошло много лет. Но вот объявили: модифицированный и усовершенствованный рак выведен и к свисту готов. Знаменательный свист должен был прозвучать 25 декабря. Собрался народ, ожидая исполнения желаний...:
«Ждали, волновались. Восторженная молодежь громко ликовала, строя лучезарные планы. Скептики кряхтели и советовали лучше идти домой и позавтракать, потому что, само собой разумеется, ровно ничего не будет, и дураков валять довольно глупо.
Ровно в два часа дня раздался ясный и гулкий пушечный выстрел, и в ответ ему ахнули тысячи радостных вздохов.
Но тут произошло что-то странное, непредвиденное, необычное, что-то такое, в чем никто не смог и не захотел увидеть звена сковывавшей всех цепи: какой-то высокий толстый полковник вдруг стал как-то странно надуваться, точно нарочно; он весь разбух, слился в продолговатый шар; вот затрещало пальто, треснул шов на спине, и, словно радуясь, что преодолел неприятное препятствие, полковник звонко лопнул и разлетелся брызгами во все стороны.
Толпа шарахнулась. Многие, взвизгнув, бросились бежать.
— Что такое? Что же это?
Бледный солдатик, криво улыбаясь трясущимися губами, почесал за ухом и махнул рукой:
— Вяжи, ребята! Мой грех! Я ему пожелал: «Чтоб те лопнуть!»
Но никто не слушал и не трогал его, потому что все в ужасе смотрели на дико визжавшую длинную старуху в лисьей ротонде; она вдруг закружилась и на глазах у всех словно юркнула в землю.
— Провалилась, подлая! — напутственно прошамкали чьи-то губы.
Безумная паника охватила толпу. Бежали, сами не зная куда, опрокидывая и топча друг друга. Слышался предсмертный храп двух баб, подавившихся собственными языками, а над ними громкий вой старика:
— Бейте меня, православные! Моя волюшка в энтих бабах дохнет!
Жуткая ночь сменила кошмарный вечер. Никто не спал. Вспоминали собственные черные желания и ждали исполнения над собою чужих желаний.
Люди гибли как мухи. В целом свете только одна какая-то девчонка в Северной Гвинее выиграла от рачьего свиста: у нее прошел насморк по желанию тетки, которой она надоела беспрерывным чиханьем. Все остальные добрые желания (если только они были) оказались слишком вялыми и холодными, чтобы рак мог насвистывать их исполнение.
Человечество быстрыми шагами шло к гибели и погибло бы окончательно, если бы не жадность «Мистера Джеба энд компани», которые, желая еще более вздуть свои акции, переутомили рака, понуждая его к непосильному свисту электрическим раздражением и специальными пилюлями.
Рак сдох.
На могильном памятнике его (работы знаменитого скульптора по премированной модели) напечатана надпись:
«Здесь покоится свистнувший экземпляр рака — собственность „Мистера Джеба энд компани“, утоливший души человеческие и насытивший пламеннейшие их желания. Не просыпайся!» Читать на страницах АиФ 

Святки XXI века 

Сегодня пора вспоминать теплые и трогательные истории. Особенно важно, что никогда эти рассказы не прятались в отдельные «детские» и «взрослые» рубрики журналов и альманахов. Это рассказы для семейного, домашнего чтения. Перед чудом нет детей и взрослых, молодых и старых. У Христа на празднике не будет конфликта отцов и детей. Весточка из этого светлого мира - рассказы о том, почему на Рождество украшают именно елку (потому что только она стоит в лесу вечно зеленой, а значит, указывает на вечную жизнь), почему все люди и даже все звери спешат не только поклониться Божественному Младенцу, но и помочь тем, кто заплутал на пути к Его вертепу.

Вот она, цель святочного рассказа - усилить в домах читателей праздничную атмосферу, оторвав от житейских забот, хотя бы в день Рождества напомнить о всех «труждающихся и обременных», о необходимости милости и любви.

Читать полностью на taday.ru   

Подробности:
Татьянин День
taday.ru http://www.taday.ru/
wikipedia 
Аргументы и Факты 

Иллюстрация:

taday.ru

"НП"

"НП"

Рубрика: Библиотека

Метки: Культура

Также читайте в рубрике

История русского дворянства в эмиграции

Вторник, 14.11.2017: Очередная встреча в Садовом павильоне (Пречистенка 12/2. Вход с Чертольского переулка) посвящена Жаку Феррану – французскому генеалогу и знатоку истории русского дворянства в эмиграции. >>>

Дмитрий Воденников в книжном магазине "Москва"

Вторник, 14.11.2017: 17 ноября в 19:00 состоится встреча с поэтом и эссеистом Дмитрием Воденниковым >>>

«1917. Вокруг Зимнего»: 12 известных и неизвестных горячих точек революционного Петрограда

Среда, 08.11.2017: Нам кажется, что мы все хорошо знаем, что происходило 100 лет назад в столице революции. Нам об этом рассказывали с детского сада. И показывали. Благодаря гению Эйзенштейна кадры из его игрового фильма «Октябрь» воспринимаются как документальные. Хотя все было не совсем так. Вернее – совсем не так! >>>

"Библио-глобус" приглашает (8-14 ноября)

Вторник, 07.11.2017: Презентации книг, встречи с писателями, заседания клубов >>>

«Тургеневская девушка» Ася

Воскресенье, 05.11.2017: Встреча с тургеневской Асей – в одноименной блестящей экранизации Иосифа Хейфица и наяву, со знаменитой актрисой отечественного кино Еленой Кореневой, удивительно ярко и точно воплотившей ее экранный образ, ждет вас в день рождения И.С. Тургенева, 9 ноября в Музее А.С. Пушкина на Пречистенке. >>>

Наши эксклюзивы

110 лет заслуженного отдыха для любимых артистов

Четверг, 16.11.2017: В 1907 году в Москве открылось «Убежище престарелых артистов Московских Императорских театров». К счастью после 1917 года оно не закрылось, а в 1935 году учреждение было передано Всероссийскому театральному обществу и получило название «Дом ветеранов сцены». Тогда же ему было присвоено имя великой актрисы А.А. Яблочкиной. >>>

Неизвестное Подмосковье. MAXIMA PARK – рай для людей и лошадей

Среда, 15.11.2017: По дороге в Дмитров туристическая группа, организованная Министерством культуры Московской области, и в составе которой был корреспондент «Нового пенсионера», оказалась необыкновенном месте >>>

В поисках «Русского стиля»

Вторник, 14.11.2017: Задумывались ли вы над тем, что такое «русский стиль»? Словами этого не объяснишь! Но с первого взгляда на вышитый узор, расписную прялку, глиняную или деревянную игрушку, сделанные за тысячи километров друг от друга на юге или на севере огромной страны, становится понятно – это наше, родное, настоящее. >>>

«Не торопитесь выбрасывать старый диван!...»

Вторник, 14.11.2017: Помните, как заканчивается гениальный афоризм Андрея Кнышева? «Сделайте это медленно, с удовольствием!» Сегодня этому шутливому совету можно последовать буквально, а если согласно итальянской традиции избавляться перед новым годом от ненужных вещей, то можно совместить приятное с полезным. И не только для себя! >>>

«Все цвета джаза-2017»

Понедельник, 13.11.2017: Любите ли вы джаз? Специально для вас и для тех, кто не смог попасть на вручение IV ежегодной премии Радио JAZZ 89,1 fm - «Все цвета джаза-2017» корреспондент “Нового пенсионера” приготовил фоторепортаж с одного из главных музыкальных событий года. >>>

Самые читаемые материалы

Как получить выписку из индивидуального лицевого счета ПФР

Вторник, 15.03.2016: Многие хотят узнать о состоянии своего личного лицевого счета в Пенсионном фонде. Такой документ, в числе прочих, требуют многие учреждения – управления социальной защиты населения и образования, а также банки >>>

Стаж и баллы можно “купить”!

Понедельник, 04.07.2016: Если вам к моменту выхода на пенсию не хватает стажа или вы хотите увеличить количество баллов, то вы вправе самостоятельно улучшить эти величины, уплачивая дополнительные страховые взносы. >>>

С бабушкой в поликлинику – только по доверенности?

Среда, 20.04.2016: Исторически сложилось так, что «институт бабушек» в России помогал родителям делать карьеру и спокойно работать, потому что старшее поколение охотно подставляло плечо и брало на себя заботу о внуках. Но изменившееся в последние годы законодательство может затруднить эту помощь. Коалиция «Право пожилых» обратилось к уполномоченному по правам детей Павлу Астахову c просьбой разобраться с проблемой. Предлагаем это письмо вниманию наших читателей. >>>

1 августа: индексация пенсий работающим пенсионерам

Понедельник, 01.08.2016: Произведен перерасчет страховых пенсий работающих пенсионеров. Это ежегодная процедура, которая проходит в «автоматическом» режиме, без подачи заявлений. С 2016 года перерасчет размера пенсии работающим пенсионерам проводится по новым правилам. >>>

Госуслуги: когда возникают сложности с регистрацией…

Пятница, 01.07.2016: Портал «Госуслуги» - дверь к многим нужным сервисам. Например, через него можно получить доступ к своему пенсионному счету и отслеживать его в электронном виде, зайти в кадастровую палату и т.д. Но иногда возникают сложности с регистрацией на «Госуслугах». Отвечаем на ряд вопросов, например, таких: можно ли зарегистрироваться на портале по доверенности? Как быть с инвалидами и пожилыми? >>>