05.04.2011, «НП». - Сомневаетесь? Проверьте на себе. Между прочим, в такую примету верили еще древние греки! Предлагаем статью известного историка Владимира Александровича Кореняко, написанную специально для «Нового пенсионера». Он, в частности, пишет (ссылаясь на Лукиана) о философе Демонакте, прожившем на редкость длинную жизнь: «Когда Демонакт проходил мимо, все торговки хлебом наперебой тащили его к себе, и каждая настаивала, чтобы он взял хлеба именно у нее. Та же, которой удавалось вручить ему хлеб, почитала это для себя счастьем». Чтение для умных. Из древнегреческих анекдотов >>
Лукиан и Демонакт
Древнегреческий писатель Лукиан, родившийся в сирийском городе Самосате, жил во II веке нашей эры в разных местах Римской империи. Своеобразие и глубина мыслей сочетались у Лукиана с ясным и блестящим литературным стилем.
Лукиан интересовался самыми разными вещами. Среди них – такие существеннейшие, как достойное старение и уход из жизни. Для примера – две эпиграммы.
«Смерть ожидает тебя – так истрать, не жалея, богатства;
Но не окончена жизнь, побереги-ка добро.
Мудр только тот человек, кто, постигнув и то и другое,
В меру добро бережет, в меру и тратит его».
Или:
«Смертный владения смертных, и все они быстро уходят.
А не уходят – так мы сами уходим от них».
Все это – довольно простая диалектика, вроде «с одной стороны, с другой стороны…»
Еще более интересно небольшое сочинение Лукиана «Жизнеописание Демонакта». Философ Демонакт нам не известен. Кажется, его имя отсутствует и в справочниках по античной эпохе. Это может ни о чем и не говорить – специалисты по античности сами часто признают, что в их распоряжении лишь жалкие остатки древнего культурного величия. Но Демонакт также может быть просто литературным героем, созданным Лукианом и реально не существовавшим.
«Жизнеописание Демонакта» - классический «сборник анекдотов», остроумных высказываний философа о разных людях и явлениях. Посмотрим, что говорил Демонакт о жизни, старости и смерти.
«…Демонакт пришел к человеку, который, запершись в темном помещении, горько оплакивал своего сына. Философ заявил, что он маг и может вывести на землю тень умершего, притом, однако, условии, что несчастный отец назовет ему имена трех человек, которым никогда не приходилось никого оплакивать. Человек, потерявший сына, долго колебался и находился в явно затруднительном положении – полагаю, из-за того, что не мог никого назвать. «Не смешон ли ты, - сказал Демонакт, - считая, что только сам невыносимо страдаешь, не зная никого, кто бы был незнаком с горем?»»
Ироническая трезвость – вот то, что было присуще ответам Демонакта на «проклятые вопросы».
«Когда кто-то спросил его: «Как ты думаешь, что из себя представляет подземное царство?» - Демонакт ответил: «Подожди немного, и я тебе напишу оттуда»».
«Кто-то спросил Демонакта, считает ли он, что душа бессмертна. «Бессмертна, - ответил он, - но не более, чем все остальное»».
Поучителен рассказ Лукиана о конце жизни Демонакта.
«Прожил Демонакт без малого сто лет, не зная болезни и печали, никого не обременяя и никому не докучая своими просьбами. Он был полезен друзьям и никогда не имел ни одного врага. Афиняне, да и вся Эллада питали к нему такую любовь, что при виде его должностные лица вставали со своих мест и все кругом замолкали. В конце концов, будучи уже глубоким стариком, он заходил без приглашений в любой дом, обедал там и спал, а обитатели считали это явлением божества, полагая, что некий добрый дух вошел к ним в жилище. Когда он проходил мимо, все торговки хлебом наперебой тащили его к себе, и каждая настаивала, чтобы он взял хлеба именно у нее. Та же, которой удавалось вручить ему хлеб, почитала это для себя счастьем. Даже дети приносили ему фрукты, называя его отцом…
Когда Демонакт понял, что более не может сам о себе заботиться, он прочел собравшимся стихи, обычно произносимые глашатаями на состязаниях:
Игры окончены. Вот и призы.
Прекрасные розданы. Время!
Медлить нельзя уж… -
и, воздерживаясь от еды и питья, он ушел из жизни таким же безмятежным, каким он всегда являлся всем видевшим его.
Незадолго перед смертью кто-то спросил его: «Какие распоряжения ты отдашь о своем погребении?» - «Не хлопочите, - сказал Демонакт, - о моем погребении позаботится запах». Его собеседник сказал: «Что ты говоришь? Разве это не позор – выставить на съедение птицам и псам тело такого мужа?» - «Нет ничего плохого в том, - возразил Демонакт, - что и после смерти я хочу быть полезен живым существам».
Афиняне, однако, с большой пышностью похоронили его за государственный счет и еще долгое время оплакивали. Каменную скамью, на которой Демонакт обыкновенно, утомившись, отдыхал, они сделали предметом поклонения и украшали ее венками в честь этого мужа, полагая, что даже скамья, на которой он сидел, священна. Не было почти ни одного человека, который бы не пришел бы на его похороны, но больше всего было философов. Это они на плечах несли его тело до самой могилы».
В другом месте своего сочинения Лукиан писал о том, что Демонакт всерьез занимался и поэзией, и ораторским искусством, и философией. «Он развил гимнастическими упражнениями свое тело, сделав его закаленным и выносливым, да и вообще Демонакт заботился о том, чтобы иметь возможность ни в ком и ни в чем не нуждаться, и, как только увидел, что не может более обходиться собственными силами, добровольно ушел из жизни, оставив по себе среди лучших из эллинов светлую память».
Владимир Кореняко, историк – специально для «Нового пенсионера»
Рубрика:
Лучшая часть жизни
Подпишитесь на нашу новостную рассылку, чтобы первыми получать самые интересные новости пенсионной системы в России, статьи по вопросам законодательства и права, информацию о благотворительных и социальных программах, обзор культурных, спортивных, зарубежных и других новостей.
Быстрая навигация: На главную