"Опыты" Мишеля де Монтеня

Четверг, 01.09.2011, 08:35:00

Сегодня, 1 сентября, в День Знаний, предлагаем нашим читателям новые страницы литературно-исторической мозаики историка Владимира Кореняко, посвященные Мишелю де Монтеню и его «Опытам» Мишель де Монтень и его «Опыты» (размышления о старости и конце жизни). Мишель де Монтень (Michel de Montaigne, 1533-1592) – выдающийся французский литератор и философ, оказавший большое влияние на европейскую и мировую культуру. Основное сочинение Монтеня – книга «Опыты». В ней сто семь глав. Текст «Опытов» в русском переводе в издании 1991 года насчитывает 1741 страницу. Сами слова «опыт» (essai) и «опыты» (les essais) были введены в литературный оборот именно Монтенем. Эссе – это опыт или набросок. Это литературный жанр, в котором сочетаются индивидуальная позиция автора («опыт») и своеобразное изложение – непринужденное, парадоксальное, очень близкое к живой разговорной речи.

Сегодня, 1 сентября, в День Знаний, предлагаем нашим читателям новые страницы литературно-исторической мозаики историка Владимира Кореняко, посвященные Мишелю де Монтеню и его «Опытам»

Мишель де Монтень (Michel de Montaigne, 1533-1592) – выдающийся французский литератор и философ, оказавший большое влияние на европейскую и мировую культуру. Основное сочинение Монтеня – книга «Опыты». В ней сто семь глав. Текст «Опытов» в русском переводе в издании 1991 года насчитывает 1741 страницу. Сами слова «опыт» (essai) и «опыты» (les essais) были введены в литературный оборот именно Монтенем. Эссе – это опыт или набросок. Это литературный жанр, в котором сочетаются индивидуальная позиция автора («опыт») и своеобразное изложение – непринужденное, парадоксальное, очень близкое к живой разговорной речи.


Мишель де Монтень родился в Перигоре – исторической области на юго-западе Франции. По отцовской линии он происходил из семьи Эйкемов – богатых купцов, в конце XV столетия получивших дворянство и купивших замок Монтень. Монтень получил хорошее домашнее образование и окончил коллеж в Бордо. Он был советником бордоского парламента, путешествовал по Европе, на два двухлетних срока (1581-1585 годы) был избран мэром крупного французского города Бордо.


Эпоха Мишеля де Монтеня, вторая половина XVI века – одна из наиболее сложных и трагичных в истории Франции. Во-первых, это эпоха сосуществования в стране двух крупных религиозных общин: католиков и протестантов-гугенотов. Более того, это – десятилетия кровавых войн между ними, шедших с 1562 года и продолжавших вспыхивать в XVII веке (вспомним осаду гугенотской Ларошели, как она описана Александром Дюма в «Трех мушкетерах»).


Далее, эпоха Монтеня и вообще XVI век – это время широкого распространения во Франции идей гуманизма и Возрождения. Это время появления громких, великих литературных имен – от Маргариты Наваррской до Франсуа Рабле и Пьера де Ронсара.


В сложной военно-политической обстановке Монтень лавировал между католиками и гугенотами, но, разумеется, не переходил в протестантизм. Его симпатии были не на стороне сходящих с исторической сцены королей династии Валуа. Монтень явно симпатизировал основателю новой династии Бурбонов Генриху IV: писал ему письма (и наверняка получал не сохранившиеся до наших дней королевские ответы), принимал у себя в замке Монтень.


Монтень умер осенью 1592 года, в промежутке между убийством последнего Валуа – Генриха III (1589) и фактическим воцарением Генриха IV (коронация в 1594 году). При жизни Монтеня успели выйти четыре издания его «Опытов».


Монтень писал об «Опытах»: «Содержание моей книги – я сам». «Опыты» - это самая пестрая смесь, разнообразная до того, что одна глава посвящена ощущениям упавшего с лошади всадника, другая – описывает сиамского близнеца, и т.д. Разумеется, Монтень часто пишет о себе, например, многократно описывает свою почечнокаменную болезнь и доставляемые ею ужасные боли.


«Опыты» очень сильно зависят от античной литературы, изобилуют пересказами, ссылками и цитатами из сочинений древнегреческих и древнеримских писателей. Наряду с античностью – собственные наблюдения Мишеля де Монтеня, современная ему жизнь Франции и Италии. Интересно, что менее всего Монтеня занимали представления о чудесах и пытках. И это в XVI веке!
Что же привлекало писателя в наибольшей степени? Монтеня упрекали в том, что он «подвергал сомнению все и даже самое сомнение». Думаю, что это мнение, высказанное походя и мало что объясняющее.


На самом деле любой, внимательно прочитавший «Опыты», без труда обнаруживает, что Мишеля де Монтеня чрезвычайно влекли к себе две громадные сущности: смерть человека и человеческая жизнь.


Рассуждения о смерти как «важнейшем событии жизни», об умирании («осознании своей кончины», «приготовлении к смерти», «уходе из жизни») занимают в «Опытах» Монтеня многие и многие страницы. Заметим, что с «темой смерти» у Монтеня срастается тема самоубийства. Для современного человека она страшна, неприемлема и попросту в нынешней (да и только ли в нынешней?) беллетристике отсутствует. А в таких главах «Опытов», как «Обычай острова Кеи» или «О том, как надо судить о поведении человека пред лицом смерти» Монтень не только многословно пишет о самоубийствах и самоубийцах, но и приводит длинные вереницы «примеров», перечисляя, кто и как добровольно свел счеты с жизнью. Меня очень удивило одно: и рассуждения Монтеня, и «вереницы примеров» неожиданно говорят о том, что в древности (в античном мире) и в европейском средневековье самоубийства могли быть и были массовыми, даже никого не изумлявшими. Но мы только коснемся этой страшной темы – я не буду говорить о ней подробно.


Спокойное, стоическое отношение к смерти – в этом проявляется зависимость Монтеня от мощного античного наследия.


Монтень с симпатией приводит слова «одного из отцов церкви»: «Смерть – зло лишь в силу того, что за ней следует».


Из античной литературы Монтень заимствовал и прекрасно известный рассказ о царе Крезе, попавшем в плен к персидскому царю Киру и перед казней воскликнувшем «О, Солон, Солон!». На вопрос Кира Крез ответил, «что он убедился на своей шкуре в справедливости предупреждения, услышанного им некогда от Солона, что как бы приветливо ни улыбалось кому-либо счастье, мы не должны называть такого человека счастливым, пока не минет последний день его жизни, ибо шаткость и изменчивость судеб человеческих таковы, что достаточно какого-нибудь ничтожнейшего толчка, - и все тут же меняется».


Но смерть – не только мудрость Солона, удерживавшего собеседников от того, чтобы оценивать человеческую жизнь, не дождавшись ее конца.


Смерть тесно связана с жизнью, ведь сама жизнь есть постепенное умирание: «…ко всему в нашей жизни примешивается смерть; закат начинается еще до своего часа». Отсюда – одна из главных мыслей Монтеня, ставшая название главы – «О том, что философствовать – это значит учиться умирать».


В этой главе Монтень писал: «Неизвестно, где поджидает нас смерть; так будем же ожидать ее всюду. Размышлять о смерти – значит размышлять о свободе. Кто научился умирать, тот разучился быть рабом. Готовность умереть избавляет нас от всякого подчинения и принуждения». И далее: когда мы представим себе миллионы грозящих нам опасностей, «мы поймем, что смерть действительно всегда рядом с нами, - и тогда, когда мы веселы, и когда горим в лихорадке, и когда мы на море, и когда у себя дома, и когда в сражении, и когда отдыхаем».
И в той же главе: «Где бы ни окончилась ваша жизнь, там ей и конец. Мера жизни не в ее длительности, а в том, как вы использовали ее: иной прожил долго, да пожил мало; не мешкайте, пока пребываете здесь. Ваша воля, а количество прожитых лет определяет продолжительность вашей жизни. Неужели вы думали, что никогда так и не доберетесь туда, куда идете, не останавливаясь? Да есть ли такая дорога, у которой не было бы конца?».


«Нет сомнения, - писал Монтень, - что большинству людей приготовление себя к смерти было мучительнее самих страданий… Ощущение близости смерти часто само по себе преисполняет нас внезапной решимостью идти навстречу неизбежному. В древности многие гладиаторы, трусливо бившиеся в поединке, мужественно встречали смерть, подставляя горло под меч врага и призывая его нанести последний удар. Предвидение же смерти еще не столь близкой требует мужества длительного и потому весьма редкого. Не беспокойтесь, что не сумеете умереть: сама природа, когда придет срок, достаточно основательно научит вас этому. Она сама все за вас сделает, не занимайте этим своих мыслей».


Другое очень важное размышление Монтеня: «Не к смерти мы подготовляем себя, ведь это ведь мгновение. Каких-нибудь четверть часа страданий, после чего все кончается и не воспоследует никаких новых мук, не стоят того, чтобы к ним особо готовиться. По правде говоря, мы подготовляемся к ожиданию смерти. Философия предписывает нам постоянно иметь перед глазами смерть, предвидеть ее и созерцать еще до наступления смертного часа, а затем внушает нам те правила предосторожности, благодаря которым предвидение смерти и мысль о ней нас уже не мучат».


И далее: «Но я остаюсь при том мнении, что смерть действительно конец, но не венец жизни. Это ее последняя грань, ее предел, но не в этом же смысл жизни, которая должна ставить себе свои собственные цели, свои особые задачи. В жизни надо учиться тому, как упорядочить ее, должным образом прожить, стойко перенося все жизненные невзгоды».
Монтень думает о том, что очень интересует его: «Никогда не видел я, чтобы кто-либо из крестьян моей округи задумывался о том, сколько твердости и терпения понадобится ему в смертный час. Природа учит его думать о смерти лишь тогда, когда приходит время умирать. И тогда ему лучше, чем Аристотелю, которому смерть двойне тягостна – и сама по себе, и из-за столь длительного ее предвидения».


Монтеня очень занимают те естественность, простота и мужество, с которыми умирают простые крестьяне. Эти взгляды очень близки воззрениям Льва Толстого, внимательно читавшего Монтеня.


«А сколько мы знаем людей из народа, которые перед лицом смерти, и притом не простой и легкой, но сопряженной с тяжким позором, а иногда и с ужаснейшими мучениями, сохраняли такое присутствие духа, - кто из упрямства, а кто и по простоте душевной, - что в них не замечалось никакой перемены по сравнению с обычным их состоянием. Они отдавали распоряжения относительно своих домашних дел, прощались с друзьями, пели, обращались с назидательными и иного рода речами к народу, примешивая к ним иногда даже шутки, и, совсем как Сократ. Пили за здоровье своих друзей». Далее, правда, в полном соответствии со словами о «тяжком позоре» и об «ужаснейших мучениях» идут рассказы о поведении приговоренных к казни и уже взошедших на эшафот.


В другом месте Монтень спрашивает: «Почему, несмотря на то, что смерть везде и всюду все та же, крестьяне и люди низкого звания относятся к ней много проще, чем все остальные?» Ответ: свидетели, челядь, многочисленные родственники, сама устрашающая обстановка усиливают испуг и ужас. А если «эта маска будет сорвана с вещей и человека, … мы обнаружим под ней ту же самую смерть, которую незадолго перед этим наш старый камердинер или служанка претерпели без всякого страха. Благостна смерть, не давшая времени для этих пышных приготовлений».


В мыслях Мишеля де Монтеня о человеческой старости проявились так свойственные эссеисту свободомыслие и его великая способность «сомневаться в самих сомнениях». Вот характеристика, которую дал Монтень старости: «… В старости, как мне кажется, наши души подвержены недугам и несовершенствам более докучным, чем в молодости… Кроме глупой и жалкой спеси, нудной болтливости, несносных и непостижимых причуд, суеверий, смехотворной жажды богатств, когда пользоваться ими уже невозможно, я замечаю у стариков также зависть, несправедливость и коварную злобу. Старость налагает морщины не только на наши лица, но в еще большей мере на наши умы, и что-то не видно душ – или они встречаются крайне редко, - которые, старясь, не отдавали бы плесенью и кислятиной. Все в человеке идет вместе с ним в гору и под гору».


Когда же наступает старость и какова должна быть продолжительность жизни? В главе «О возрасте» Монтень писал: «Я не знаю, на основании чего устанавливаем мы продолжительность нашей жизни». Естественная продолжительность жизни и естественный род смерти – разве они не спорны? «Какое тщетное мечтание – надеяться на смерть от истощения сил вследствие глубокой старости и считать, что этим определяется продолжительность нашей жизни! Ведь этот род смерти наиболее редкий и наименее обычный из всех. Мы называем естественным только его, как будто для человека неестественно сломать себе шею при падении, утонуть во время кораблекрушения, схватить чуму или воспаление легких и как будто обычные условия нашего существования не подвергают нас всем подобным бедствиям».


Отсюда – представления Монтеня об относительности срока жизни и о его зависимости от условий человеческого существования.
Подводя итоги своим размышлениям, Монтень считал, что «цель… всегда и у всех одна, а именно, - жить свободно и независимо; но не всегда люди избирают правильный путь к ней». Мыслитель говорил о жизни согласно природе как цели человеческого бытия. Вести жизнь согласно природе – это жить, сообразуясь с велениями природы, согласно велениям человеческой физической и духовной натуры, соблюдая предписанную природой меру.


Рассказ об «Опытах» Мишеля де Монтеня хочется завершить, процитировав самый последний абзац этого сочинения, завершающийся в свою очередь отрывком из од великого римского поэта Квинта Горация Флакка: «Самой, на мой взгляд прекрасной жизнью живут те люди, которые равняются по общечеловеческой мерке, в духе разума, но без всяких чудес и необычностей. Старость же нуждается в более мягком обращении. Да будет к ней милостив бог здоровья и мудрости, да поможет он ей проходить жизнерадостно и в постоянном общении с людьми: «Дозволь, сын Латоны (бог Апполон – В.К.), мне, полному сил, наслаждаться тем, что я приобрел, и молю тебя, оставь мне незамутненный разум, чтобы я достойно провел свою старость и не расставался с моею лирой».


 Владимир Кореняко, «Новый пенсионер»


Здесь вы можете подробнее узнать о Мишеле де Монтене и прочитать «Опыты» полностью

Рубрика:
Лучшая часть жизни

Быстрая навигация: На главную

Похожее

Ещё Рубрика

Фотогалереи

Эксклюзивы

Керчь, мы с тобой (18.10.2018) Болезни желучдочно-кишечного тракта: их надо знать "в лицо" (17.10.2018) Витаминные ошибки (17.10.2018) Пенсионный возраст в Италии: снизят или нет? (16.10.2018) Что сейчас происходит с пенсионными фондами и что это означает для клиентов (16.10.2018) Можно ли сменить профессию в 50 лет? Отвечает геронтолог (16.10.2018) День «белой трости». Откройте аудиобиблиотеки! (15.10.2018) Накопительную пенсию могут получить наследники (15.10.2018) Работа для пожилых. Можно ли сменить профессию в 50 лет? Отвечает геронтолог (15.10.2018) Отвечает доктор. Витамины осенью. Можно ли ограничиться фруктами? (12.10.2018) Пенсии врачей и учителей по-новому. Как увязаны стаж и возраст? Разъяснение (12.10.2018) «В небе Китая». Поисковый проект продолжается (12.10.2018) Зачем пожилым учиться, или: Мне это очень надо (11.10.2018) Пенсионный фонд Российской Федерации – крупнейшая организация страны (10.10.2018) Москва. Супружеские пары – юбиляры получили подарки от города (10.10.2018) Золотые свадьбы отметили в Москве (10.10.2018) В кухне только бабушки (09.10.2018) Пакет новых пенсионных законов: подписан президентом и опубликован (04.10.2018)

Ещё

Рубрики и метки


Поддержка и партнеры