09.11.2011, "НП". - Ожидавшиеся к ноябрю решения Минздрасоцразвития по реформе отложены. Стратегия долгосрочного развития пенсионной системы будет озвучена только после того, как публике будет представлен итоговый документ «Стратегии 2020». Однако завеса приоткрыта: замминистра Юрий Воронин рассказал о некоторых направлениях, в которых движется мысль разработчиков. Нас ждут не лучшие сюрпризы >>
«Стратегия долгосрочного развития пенсионной системы должна стать логическим продолжением Стратегии 2020», - сообщил 08.11.2011 статс-секретарь – замминистра Юрий Воронин на пресс-конференции в РИА «Новости».
1. Среди предложений – увеличение трудового стажа, необходимого для начисления пенсий, с 5 до 20 лет (для женщин) и 25 лет (для мужчин).
Эта мера выглядит еще менее популярной, чем увеличение пенсионного возраста, с которым россияне почти готовы смириться. При той легкости, с какой создаются и исчезают сегодня коммерческие предприятия, восстановление страхового стажа для людей может стать нереальной задачей. Совершенно очевидно, что могут быть ущемлены права добросовестного гражданина, который был вынужден работать в фирме-однодневке. При нашем уровне безработицы и невысоких зарплатах выбирать особенно не приходится.
2. Нетрудоспособные на иждивении пенсионера.
Министерство предлагает устанавливать размер социальной доплаты к пенсии до уровня прожиточного минимума в регионе Российской Федерации в зависимости от наличия на иждивении пенсионера нетрудоспособных членов семьи. «Поскольку у семейных пенсионеров затраты гораздо выше, было бы логично, что и сумма такой доплаты была бы выше», - сказал он. Заявление само по себе справедливое, хотелось бы только приветствовать. На иждивении пенсионера вполне могут оказаться несовершеннолетние дети, например.
Однако настораживает верхний ограничитель: «до уровня прожиточного минимума в регионе». Напомним, что в текущем году он колеблется от 10 тыс. руб. (Чукотка, Камчатка, Ненецкий АО) до 3-х с лишним (Тамбовская область, Татарстан), а в среднем по стране составляет 4 тыс. 948 рублей в месяц. Что, согласитесь, не слишком много для двоих нетрудоспособных (пенсионер + иждивенец).
3. Еще одно предложение кажется более приемлемым и логичным – речь идет о полном охвате пенсионными правами всех российских граждан.
Сегодня ряд специфических профессий не попадают под действие системы обязательного пенсионного страхования. «Государство должно предложить этим людям удобный и комфортный страховой продукт, который на основе их добровольного вступления в отношения по обязательному пенсионному страхованию позволил бы им получить эффективную страховую защиту на случай возникновения различных социальных рисков», - сказал Юрий Воронин.
Здесь было бы логично предположить, что будет увеличен или совсем убран верхний порог – 463 тыс. руб. в месяц, - с которого идут страховые отчисления в пенсионный фонд. Таким образом можно было бы надеяться, что и у пенсий не будет верхнего «потолка», который сегодня не превышает 13 тыс.руб. в месяц. Напрямую таких предложений от министерства пока не прозвучало.
4. Юрий Воронин также заявил, что все категории плательщиков должны перечислять страховые взносы в Пенсионный фонд России по единому тарифу. «К этой цели мы будем идти последовательно, предусматривая переходные ключи, чтобы не было резкого скачка в нагрузке на плательщиков страховых взносов», - подчеркнул замминистра.
Увы, и это предложение вызывает сомнение в своей справедливости по отношению к гражданам. Приведем пример, цифры в нем условные. Предположим, отчисления в пенсионный фонд составят 25% заработка, или четвертую его часть.
При окладе 8 тыс. руб. (зарплата сельского врача) – отчисления составят 2 тысячи, на жизнь остается 6 тысяч, что примерно равняется стоимости коммунальных услуг.
При окладе 20 тысяч – в фонд уходят 5 тысяч, на жизнь остается 15 тысяч.
При заработной плате 40 тысяч рублей – «уходит» соответственно четверть, это - 10 тысяч, остается 30.
Общественная польза сельского доктора, который получает 8 тысяч рублей, вполне может быть больше, чем менеджера по продажам в городе, зарабатывающего 40.
Боюсь, что в данном случае вести речь о социальной справедливости, мягко говоря, неуместно.
5. Не предполагается введение дополнительного страхового взноса на уход за стариками.
Речь идет о предложении собирать еще 2% в пользу немощных пожилых. Причем предполагалось собирать деньги со всех граждан, а оказывать помощь тем, кто действительно в ней нуждается – не может передвигаться и т.д.
По сообщению пресс-службы Минздравсоцразвития, этот взнос, скорее всего, не будет дополнительным. Как пояснил Ю.В. Воронин, «это лишь дискуссионное предложение в рамках работы над стратегией долгосрочного развития пенсионной системы, которую мы ведем. В любом случае говорить о взносе на случай нуждаемости в социальном уходе как о сформулированном решении сейчас не имеет никакого смысла».
Но я обратила бы ваше внимание, дорогие читатели, на еще одну фразу Юрия Викторовича: «Все зависит от выбранного политического курса и социально-экономической стратегии развития страны".
Этот тезис, несмотря на всю его, казалось бы, банальность, на самом деле является ключевым для развития нашей пенсионной системы.
Всего вам доброго и благ земных.
Елена Шахова,
Гл. редактор «НП»
Рубрика:
Азбука нового пенсионера
Подпишитесь на нашу новостную рассылку, чтобы первыми получать самые интересные новости пенсионной системы в России, статьи по вопросам законодательства и права, информацию о благотворительных и социальных программах, обзор культурных, спортивных, зарубежных и других новостей.
Быстрая навигация: На главную