О Стратегии долгосрочного развития пенсионной системы Российской Федерации

Понедельник, 15.10.2012, 05:10:00

Уважаемые читатели. Вашему вниманию представляем Стенограммму_селекторной конференции для журналистов ведущих региональных СМИ «О Стратегии долгосрочного развития пенсионной системы Российской Федерации»  

Уважаемые читатели. Вашему вниманию представляем Стенограммму_селекторной конференции для журналистов ведущих региональных СМИ «О Стратегии долгосрочного развития пенсионной системы Российской Федерации», которую провели 3 октября Андрей Пудов, cтатс-секретарь - заместитель министра труда и социальной защиты Российской Федерации и Антон Дроздов, Председатель Правления Пенсионного фонда Российской Федерации


Андрей Пудов:
Очень рад, что у нас есть возможность обратиться к такой широкой аудитории и рассказать вам о Стратегии долгосрочного развития пенсионной системы России. Этот документ был представлен президенту страны правительством Российской Федерации. Документ является результатом достаточно плодотворной длительной работы и согласования. Причем не только в рамках межведомственного взаимодействия. Министерство труда и социальной защиты успело провести достаточно широкое обсуждение. Стратегия была размещена на сайте Министерства труда и социальной защиты. В июле текущего года при Министерстве труда была создана рабочая группа. Мы провели ряд заседаний этой рабочей группы, в рамках которых как в совокупности по всему документу, так и по каждому из разделов, которые есть в Стратегии, мы успели провести обсуждение с ведущими экспертами в области экономики и пенсионного права
Поэтому могу сказать, что Стратегия, представленная в правительство, а затем и президенту, содержит сбалансированный подход к совершенствованию пенсионной системы, который, как представляется, должен быть воплощен в жизнь в виде нормативно-правовых актов, федеральных законов РФ, которые должны быть приняты в три этапа.
Прежде, чем говорить подробнее о самой Стратегии, напомню основные характеристики нынешней пенсионной системы. Средний размер пенсии по старости в России составляет в настоящее время 9,7 тысяч рублей. По сравнению с 2002 годом в реальном выражении размер пенсии вырос в 2,7 раза. Соотношение прожиточного минимума пенсионера с пенсией составляет уже 183 процента притом, что в 2002 году было 108,5 процента. Коэффициент замещения утраченного заработка пенсией тоже достаточно высок - 36,8 процента. В 2002 году был 34 процента. Казалось бы, все неплохо, но остается достаточно широкий круг нерешенных вопросов.
В рамках пенсионной системы сохраняется вопрос, связанный с отсутствием достаточных страховых источников для поддержания в дальнейшем размера пенсии на социально-приемлемом уровне. Отмечается финансовая несбалансированность бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации. Кроме того нарастают риски, связанные с увеличением объема средств, направляемых на накопительный элемент в рамках обязательного пенсионного страхования. И, конечно же, одним из основных нерешенных вопросов остается необходимость реформирования института досрочных пенсий.
В качестве приоритетных Стратегия выделяет три основные задачи. Первая – это гарантирование социально-приемлемого уровня пенсионного обеспечения граждан. Вторая - обеспечение долгосрочной финансовой сбалансированности бюджета ПФР и в целом пенсионной системы. Третья - удержание страховой нагрузки на экономику страны на уровне, приемлемом для страхователей.
Как целевой ориентир в Стратегии отмечается необходимость формирования в России трехуровневой пенсионной системы. Первый, базовый уровень - формируется из трудовой пенсии в рамках государственной публичной системы обязательного пенсионного страхования за счет обязательных страховых взносов работодателей. И этот уровень по нашим расчетам должен обеспечивать при нормативном страховом стаже и при средней заработной плате коэффициент замещения пенсией утраченного заработка до 40 процентов. Второй уровень – корпоративная пенсия, которая должна формироваться как за счет взносов работодателей, так и самих работников. Здесь основным ключевым элементом будет являться индивидуальные трудовые договоры, коллективные договоры, целевые соглашения с работодателем. Третий уровень – частные пенсии, которые формируются самим работником, физическим лицом, которые также, по нашему мнению, могут и должны стимулироваться работодателем.
Эти три уровня, по нашим оценкам, должны в совокупности к 2030 вся году позволить выйти на коэффициент замещения до 70процентов. Особенно, это касается граждан со средним и высоким уровнем доходов.
Для достижения этих целей выделяются ключевые направления совершенствования пенсионной системы. Первое из них – тарифно-бюджетная политика. В качестве основного принципа в рамках тарифно-бюджетной политики ставится принцип сохранения приемлемого уровня нагрузки на страхователей, и при этом одновременно принцип единого тарифа страховых взносов для всех страхователей. Необходима отмена при истечении срока действия льгот и переход на иной принцип квотирования плательщиков через прямые преференции самим юридическим лицам с тем, чтобы страховые взносы выплачивались в пенсионную систему в полном объеме всеми категориями работодателей.
Следующий подход, который мы в рамках тарифно-бюджетной политики определяем как приоритетный – необходимость более активного участия в формировании пенсионных прав самозанятого населения. В рамках действующей модели их участие в пенсионной системе не обеспечит даже одной десятой пенсионного обеспечения того, что они получают, когда выходят на пенсию. Сегодня в среднем по стране за наемного работника страхователи уплачивают взносы в размере 112 тысяч рублей в год – это становится основой пенсионного капитала. А самозанятое население – индивидуальные предприниматели, нотариусы, адвокаты, фермеры – платят 14,3 тысяч рублей в год. Стратегия предполагает поэтапное увеличение страховой нагрузки на данную категорию страхователей. В 2013 году предлагается увеличить размер годового платежа в 2,5 раза, к 2015 году – в 3 раза. Конечно же, и это не полный объем платежа, который данной категорией должен вноситься в пенсионную в систему на принципах солидарности. Но он уже будет близок к тому платежу, который позволит им свои пенсионные права формировать на социально-приемлемом уровне. Также в долгосрочной перспективе в рамках этого направления мы предполагаем возможность предоставления права выбора данным застрахованным лицам: платить так же, как и наемным работникам, чтобы их права формировались в более полном объеме, и была возможность претендовать на тот размер пенсионного обеспечения, который есть у наемных работников.
Следующее крупное направление, которое описано в Стратегии, – реформирование института досрочных пенсий. Наверное, ни для кого не секрет, что действующий институт досрочных пенсий не содержит страхового источника покрытия данного вида выплат. Все страхователи платят одинаково, тариф для всех работодателей не зависит от того, в какое время выходит их работник на пенсию – в 50, 55 или в 60 лет. А по нашему пенсионному законодательству в отдельных случаях гражданин может и в 45 лет выйти. Т.е. гражданин получает пенсию на несколько лет больше других граждан, а страховые взносы за него вносятся в таком же размере. К тому же, у работодателей – владельцев вредных производств отсутствует заинтересованность в том, чтобы улучшать условия труда на этих рабочих местах, модернизировать производство.
Стратегия предлагает реализацию данного вопроса в несколько этапов. Первый этап в краткосрочной перспективе – введение дополнительного тарифа страховых взносов для работодателей, у которых имеются рабочие места с особо вредными условиями труда. Наше предложение: дополнительный тариф для застрахованных лиц, работающих на вредных и опасных производствах, по Списку №1 составит в 2013 году – 4%, в 2014 году – 6%, в 2015 году – 9%; по Списку №2 в 2013 году – 2%, в 2014 году 4%, в 2015 году – 6%. Причем по расчетам, обоснованный тариф для данной категории работодателей - 15% для Списка №1 и 10% для Списка №2.
Приведем еще цифры, почему еще есть необходимость реформирования этого института. Так, 75% пенсионеров, которые получают досрочную пенсию и ещё не достигли общеустановленного пенсионного возраста, продолжают работать. То есть сам институт пенсии как компенсация утраченного заработка свою правовую природу в этом контексте теряет.
В связи с этим, в Стратегии отмечена необходимость формирования института корпоративного пенсионного обеспечения, чтобы у работодателей появилась возможность осуществлять платежи в корпоративную пенсионную систему. При этом работодатели могут как создавать как собственные пенсионные системы, так и присоединяться к тем, что уже действуют на рынке. В настоящее время, напомню, на рынке пенсионного страхования активно действую только негосударственные пенсионные фонды. Поскольку есть необходимость в расширении перечня финансовых институтов на рынке пенсионного страхования, государство будет стремиться, чтобы на этот рынок пришли и страховые компании, и кредитные организации.
В соответствии со Стратегией, у работодателя должна появиться возможность не платить за работников, занятых на вредных или опасных рабочих местах, страховые взносы в систему обязательного пенсионного страхования. При этом делать отчисления за этих работников в корпоративную пенсионную систему.
Для тех же работников, которые вновь будут выходить на рабочие места с вредными условиями труда за пределами 2014-2015 года, предлагается иная модель формирования пенсионных прав за работу во вредных условиях. Уже не в рамках обязательного пенсионного страхования, а в рамках социального страхования, страхования риска утраты профессиональной способности. Необходимо будет, конечно же, оценивать – способен ли работник по истечению определенного периода времени к работе во вредных условиях, на в этой профессии или нет. Для этого есть институт медико-социальной экспертизы. Критерии такой оценки уже наработаны. Поэтому сделать оценку и определить необходимость компенсации работнику в случае его невозможности в рамках данной профессии полноценно осуществлять свою деятельность – такая возможность, возможность создания такого института есть.
Следующее направление, которое мы выдвигаем в качестве одного из ключевых -реформирование института пенсионных накоплений. Напомню, что сегодня пенсионные накопления формируются в рамках обязательного пенсионного страхования. Взносы работодателей на накопительную часть будущей пенсии работников являются обязательными. Сам работник выбирает лишь, кому доверить управление средствами накопительной части – выбирает между НПФ или государственной или частной управляющей компанией. К сожалению, на настоящее время законом гарантируется только номинал поступлений в накопительную часть. Доходность средств пенсионных накоплений, их преумножение, не гарантированы. В связи с этим, в Стратегии предлагаются поэтапные меры. В рамках краткосрочной перспективы предлагается из нынешнего тарифа на накопительную часть – 6% от фонда оплаты труда, 4% передать в распределительную часть, которая также будет формироваться на индивидуальных лицевых счетах и учитываться в пенсионных правах застрахованных лиц. Оставшиеся 2% в краткосрочном периоде будут по-прежнему направляться в накопительный элемент по обязательному пенсионному страхованию.
Впоследствии предполагается предоставить застрахованным лицам права выбора: всем ли его тарифам участвовать в солидарной системе, отказавшись от формирования накопительной части по ОПС вообще или же участвовать в добровольной пенсионной системе в рамках тарифов страховых взносов, которые будут - для простоты понимания - являться вычетом из солидарной части. Конечно же регулятивные функции государства в этом случае остаются и обеспечиваются гарантии развития рынка финансовых институтов. Стратегия ставит вопрос о том, что на рынок добровольного пенсионного страхования должны прийти страховые компании и кредитные организации. Но уже в рамках более широкого правового поля. Перечень финансовых инструментов, в которые возможно инвестировать средства пенсионных накоплений, должен быть расширен.
Следующее направление Стратегии - совершенствование института формирования пенсионных прав. Мы говорим о необходимости перехода на иную формулу расчета пенсионных прав граждан. Эта формула находится сейчас еще в стадии тщательной проработки. И если очень упрощено ее представить в виде модели пенсионного правила, то выйдет она как «40-20-40-20»: при нормативом 40-летнем страховом стаже и внесении работодателями за весь период трудовой деятельности платежей по тарифу не менее 20 процентов гарантируется коэффициент замещения пенсией индивидуального заработка в 40 процентов. Но при этом мы знаем с вами, что расчетный показатель для определения размера пенсии в настоящее время составляет 18 лет. В краткосрочной перспективе он должен быть скорректирован до среднестатистического, который в настоящее время составляет 21 год.
Важно, что выплата пенсии конкретному человеку носит бессрочный характер, она не ограничивается сроком получения, это принципиальная идеология пенсионного страхования.
Как результат реализации Стратегии к 2030 году коэффициент замещения утраченного заработка при нормативном страховом стаже и среднем размере заработной платы достигнет 40 процентов. Соответственно размер средней пенсии, как целевой ориентир, должен достичь уровня не менее чем 2,5-3 прожиточного минимума пенсионера, ПМП. Пенсионная система должна прийти в состояние максимальной сбалансированности. Еще одним результатом мы видим необходимость развития трехуровневой модели, о которой я говорил выше, и развития, особенно у средне- и высокодоходной категории населения, второго и третьего уровня пенсионной системы - корпоративного и частного. В итоге коэффициент замещения утраченного заработка для тех, кто будет активно участвовать во втором и третьем уровне может достигнуть 70 процентов.


Антон Дроздов:
Первое, что я хотел бы сказать, - Стратегия развития пенсионной системы не предполагает повышения пенсионного возраста. При расчёте сведений продолжительности среднего возраста выхода на пенсию, использованы сложившиеся статистические показатели.
Второе, уже имеющиеся пенсионные накопления не изымаются у граждан и не отменяются. Не только пенсионные права, но и все средства пенсионных накоплений, зафиксированные на индивидуальных лицевых счетах граждан, остаются за ними. Мы стремимся повысить эффективность пенсионных накоплений, как института, предлагая в дальнейшем перевод пенсионных накоплений в корпоративные и добровольны пенсионные системы. Государство будет по-прежнему контролировать взносы в эти системы. Будет осуществлять надзор и контроль за рынком пенсионных накоплений. Это обеспечит, с одной стороны, более гибкую систему учёту прав, более гибкое размещение на рынке этих средств, их больший эффект.
Третье. Досрочные пенсии для работников вредных и опасных производств также не отменяются. Вопрос, кто будет платить за это – как раньше, вся страна или работодатели – владельцы производств, заинтересованные в сохранении таких рабочих мест. Поэтому на первом этапе вводится дополнительный тариф для работодателей за работников на вредных производствах, а на втором этапе можно будет этот тариф платить не в государственную, а в корпоративную пенсионную систему. Соответствующие законы разрабатываются и могут быть приняты уже в следующем году.
Кроме того, на первый план выходит институт аттестации, который позволяет, с одной стороны, привести перечень этих рабочих мест в соответствие с реальной вредностью и опасностью, с другой стороны – не ущемить интересы работников. Будет предусмотрена возможность переаттестации, обжалования аттестации и т.д.
Есть мнение, будто изменение формулы подсчеты пенсионных прав – это возврат к собесам. Мол, демографическая ситуация приведёт к тому, что соотношение количества работников и пенсионеров будет ухудшаться в сторону роста числа пенсионеров, снижения количества работников, и эта система приведёт к уравниловке и к тому, что все будут получать мЕньшие пенсии.
Во-первых, хотел бы сказать – тенденции, характерные для Западной Европы, не совсем характерно для нас. У нас на 10 лет меньше продолжительность жизни и есть огромное количество внутренних резервов, у нас более высокая смертность мужчин, особенно в трудоспособном возрасте. У нас много льготников, как по стажу, так и по тарифу. И поэтому мы считаем, что в отличие от Европы, у нас резерв ещё неисчерпанный и поэтому в ближайшее время нам те проблемы, которые сейчас у Европы, не грозят. С другой стороны, предлагаемая формула подсчёта пенсионных прав не равна той формуле, которая действовала в то советское время.
Предлагается осуществлять подсчёт отработанного стажа и заработка за каждый год работы гражданина, именно продолжительность страхового стажа и заработка, который берется для подсчёта пенсии, и, исходя из коэффициентов, дальше применять при назначении пенсии. При этом роль стажа будет увеличена. Таким образом, те, кто будет работать дольше и получать более высокую заработную плату, будут и должны получать большую пенсию. При этом 40% будут гарантированы тем, кто имеет нормативный страховой стаж и среднюю заработную плату. Могу сказать, что в настоящее время количество наших граждан, получающих среднюю заработную плату и ниже, порядка 70%. У тех, кто получает более высокую заработную плату, появляется возможность формировать свои дополнительные пенсионные права в корпоративных и добровольных системах. Они более богаты, у них есть возможность отчислять из своего заработка дополнительные взносы на будущую пенсию.
В заключение я хотел бы сказать, что Стратегия опубликована на сайте Министерства труда и социальной защиты РФ. Начался второй этап ее обсуждения, и я приглашаю всех заинтересованных присоединиться к нему.


— Стратегия одобрена правительством и представлена президенту. Какой дальнейший порядок ее рассмотрения? , и в случае его принятия, когда, какие меры согласно этой стратегии будут вводиться?
А. Дроздов: Документ внесен президенту для изучения, а также продолжается его общественное обсуждение. Планируется, что в ближайшие два месяца он будет обсуждаться на различных площадках - Открытого Правительства, парламента, Общественной Палаты, в различных экспертных сообществах. Будут обсуждаться в первую очередь основные положения и механизмы реализации. Планируется, что уже в этом году будут подготовлены законопроекты, необходимые для реализации Стратегии. По крайней мере, такое поручение мы получили от президента - до 15 декабря 2012 года разработать необходимые законодательные акты. После того, как эти законы будут разработаны, уже в следующем году, в период весенней сессии, они будут обсуждаться в парламенте. Если они будут приняты, реализация этих законов будет осуществляться, скорее всего, с 2014 года. В Стратегии прописаны определенные этапы. На первом этапе в качестве первоочередных выделены вопросы, связанные с реформированием института досрочных пенсий, льготных категорий плательщиков, изменением порядка подсчета пенсионных прав, реформированием накопительного компонента пенсионной системы.


Зачем нужна очередная реформа, если пенсии и так повышаются? Нельзя ли поддерживать размер пенсии на приемлемом уровне при сохранении нынешней пенсионной системы?
А. Дроздов: Коротко напомню, что на днях в Государственную думу направлен законопроект о бюджете Пенсионного фонда России на 2013-2015 годы. Он сбалансирован, предусматривается рост пенсий. По сравнению с 2011-м годом к 2015-му году они вырастут чуть более чем на 45%, как и было заявлено председателем правительства России. Будут также индексироваться пособия, социальные выплаты. Вместе с тем, расчеты показывают, что если мы будем продолжать действовать в том же правовом поле, которое существует, то уровень пенсий относительно зарплат, будет снижаться. К 2030-му году коэффициент замещения составит 25%, к 2040-му еще меньше. Одна из причин – это недостаточный уровень тарифв страховых взносов в пенсионную систему, наличие большого количества льготных категорий. Стратегия предусматривает меры, которые позволят избежать такого развития событий.


Почему нынешняя накопительная система в рамках обязательного пенсионного страхования не оправдала себя? И достаточно ли десяти лет, чтобы так строго судить о результатах?
А. Дроздов: Существует мнение, что накопительная система в России существует совсем короткий срок, и за 10 лет нельзя сделать вывод о ее эффективности, тем более что на этот период пришелся экономический кризис 2008 года. Вместе с тем, я хотел бы сказать, что, во-первых, Стратегия не отменяет накопительный элемент пенсионной системы, как таковой. Мы переводим его из плоскости публичных обязательств государства, в более гибкий формат – корпоративную и добровольную систему. Что, как показал кризис, позволяет более эффективно размещать пенсионные накопления и получать большую доходность. Второй момент, за прошедшие 10 лет, доходность пенсионных накоплений по обязательному страхованию в 2 раза ниже, чем индексация пенсий тех, не имел накопительной составляющей. То есть, если мы сравним пенсионный капитал людей 1966 и 1967 годов рождения - пограничные годы - мы увидим, что уже к 2020-му году у них будет значительная разница в назначенной пенсии. Понятно, что мы этого допустить не можем, чтобы государственная пенсия была разная у людей, близких по возрасту. Поэтому основное предложение Стратегии - пенсия с коэффициентов замещения в 40% должна у всех формироваться в солидарной системе. Накопительная система должна быть дополнительной к этой солидарной системе, и формировать более высокий коэффициент замещения, то есть, в данном случае, сверх 40%.


Если Стратегия будет реализована, люди какого возраста ощутят на себе первыми положительный результат?
А. Пудов: Первым результатом будет сохранение тех темпов роста среднего размера пенсии в стране, которые достигнуты в последние годы. Потому что если вообще ничего не делать, то размер пенсий реальный по отношению к прожиточному минимуму будет падать. Реальный результат, по нашему мнению, конечно же, будет ощутим в среднесрочной перспективе, за пределами 2020-го года, когда пенсионная формула будет распространяться и работать для более значимого числа лиц и профессиональных категорий. Новое пенсионное правило в модели, которую мы сегодня просчитываем, будет работать в первую очередь для людей, которые начали формировать свои пенсионные права, говоря проще, выходить на работу после 2002 года, как раз уже в рамках новой пенсионной системы. Поэтому их участие в солидарной системе в большем объеме страхового взноса позволит им формировать бОльшие пенсионные права.


А. Дроздов: Сторонники более «математического» подхода к формированию пенсии говорят: если у пенсионной системы не хватает средств на выплату пенсии, не хватает страховых взносов, растет трансферт из федерального бюджета, то давайте снижать уровень пенсии. И в этом состоит основное предложение экспертов из финансового блока [правительства]. Мы говорим о том, что мы не должны снижать уровень пенсии. Мы должны находить источники, чтобы поддерживать действующий уровень пенсии. Мы должны сделать справедливую формулу распределения пенсионных прав, которая бы давала возможность тем, кто получает среднюю зарплату и отработал корпоративный стаж, получать пенсию, адекватную международным стандартам, т.е. с коэффициентом замещения заработка не менее 40%. И, в связи с этим, необходимо изменить формулу распределения и найти внутренние источники. Вот это основной эффект наших предложений – пенсии не будет снижаться.
Каким образом определяется социально-приемлемый уровень пенсионного обеспечения, о котором идет речь в Стратегии.
А. Пудов: Когда мы говорим о социально-приемлемом уровне пенсионного обеспечения, конечно же, мы имеем в виду международные стандарты, в т.ч. 102-ю Конвенцию Международной организации труда, небезызвестную специалистам в области пенсионного права. Она предусматривает 40%-ый коэффициент замещения утраченного заработка для основной когорты лиц, выходящих на пенсию. Это и есть социально-приемлемый уровень пенсионного обеспечения, который принят всеми ведущими странами мира. Он в Стратегии обозначен и в числовом выражении и, что называется, в идеологическом.


- Президент России Владимир Путин несколько раз высказывался очень решительно против повышения пенсионного возраста. Но в Стратегии развития пенсионной системы говорится, что для того чтобы, скажем, женщина получила пенсию в размере 40% от своей заработной платы ей надо работать минимум 30 лет. А когда же эта женщина будет рожать первого ребенка, второго ребенка, желательно третьего? Когда она будет воспитывать этих детей, а потом еще работать? Получается, что женщине, имеющей детей, к 55 годам иметь такой стаж – нереально. Получается, что в реформе заложен скрытый способ увеличения этого самого пенсионного возраста?
А. Пудов: Когда мы формировали подходы к новому пенсионному правилу, давали оценку таким житейским обстоятельствам. Периоды ухода матери за детьми или период службы в армии мы предполагаем засчитывать в стаж при размера пенсии.
Я не оговорился, я сказал о том, что пенсионная формула продолжает разрабатываться. Работа над ней еще не завершена, в Стратегии сформулирован только общий принцип. Подход к исчислению стажа для женщин также будет обсуждаться. Я думаю, что разумный компромисс для оценки стажа с учетом пола, безусловно, будет достигнут, чтобы дискриминации в правах не было.


Как можно стимулировать работодателей к формированию корпоративных пенсий для сотрудников, занятых на вредных и опасных производствах? Какие гарантии что работодатели действительно будут этим заниматься, особенно если речь идет о небольших организациях?
А. Пудов: Основным стимулом для уплаты работодателем взносов в корпоративную пенсионную систему будет внимание государства к этому процессу. Работодателям, имеющим рабочие места с вредными условиями и делающим отчисления в корпоративную систему, будем предоставляться возможность вычета из платежа в систему обязательного пенсионного страхования.
Если работодатель присоединился к корпоративной пенсионной системе, средства, которые он перечисляет за своих работников, фиксируются на их индивидуальных счетах в этой системе. Соответственно, пенсионные права у этих работников формируются, и на эти суммы снижается размер платежей работодателей в систему обязательного пенсионного страхования. Средства, отчисленные в корпоративные пенсионные системы, будут участвовать в процессе инвестирования через рыночные финансовые инструменты с гарантированной доходностью, которая обеспечивается страховыми компаниями, кредитными организациями или негосударственными пенсионными фондами.
Второй стимул к формированию пенсионных накоплений в рамках корпоративных пенсионных систем мы видим в выборе самого работника. У граждан должен быть выбор – формировать свои пенсионные права в полном объеме в солидарной пенсионной системе под крылом государства или частично формировать их в рамках добровольной пенсионной системы. Если гражданин выбирает участие в добровольной системе, то платеж, который должен был бы платиться в обязательную солидарную систему, будет направлен в корпоративную пенсионную систему.
А. Дроздов: На сегодня около 8 миллионов человек, работников крупных корпораций топливно-энергетического и промышленного секторов, участвуют в корпоративных пенсионных программах. Объем пенсионных накоплений, сформированных ими в негосударственных пенсионных фондах, превышает 800 миллиардов рублей. Мы планируем и дальше развивать этот рынок корпоративных пенсионных накоплений, дав ему дополнительные стимулы. В первую очередь, конечно, это возможность платить дополнительный тариф за работников на вредных и опасных производствах не в государственную систему, а в корпоративные системы, с которыми уже сотрудничает работодатель. Это положение должно быть закреплено в коллективном договоре. По закону работодатель в любом случае должен быть платить этот дополнительный тариф, чтобы у работника формировались пенсионные права. Но будет выбор, в какую именно систему – государственную или корпоративную – эти деньги платить.


Как будет развиваться Программу государственного софинансирования пенсий после принятия Стратегии? Если смысл участвовать в ней с учетом предстоящего реформирования накопительного компонента?
А. Дроздов: Первое – все пенсионные накопления, уже сформированные у участников Программы, сохраняются и будут учтены при расчете размера пенсии этих людей. Вступить в Программу можно до 1 октября 2013 года, и есть смысл это сделать т.к. государство будет удваивать добровольные взносы участников этой Программы в пределах 12 000 рублей в год в течение 10 лет. Сам по себе накопительный элемент пенсионной системы, согласно Стратегии, сохраняется. И все пенсионные права, уже сформированные через Программу софинансирования или те, что будут формироваться у вновь вступивших участников – все они пойдут на увеличение пенсии.
Для каждого вступившего в Программу до 1 октября 2013 года она будет действовать 10 лет на прежних условиях, как это определено федеральным законом.
Для развития Программы в дальнейшем, на наш взгляд, следует изменить принцип вступления в нее. Сейчас государство удваивает взносы всех участников Программы, вне зависимости от уровня дохода. То есть если у вас зарплата хоть миллион рублей в месяц, вы все равно получаете 1000 рублей государственного софинансирования на 1000 рублей своего добровольного взноса. Между тем, во всем мире такие программы действуют для тех, кто по каким-то причинам имеет средний или более низкий заработок и не может, например, позволить себе участвовать в программах для дополнительного увеличения своей пенсии.
Будут ли пересматриваться списки вредных и опасных производств, работники которых имеют право на досрочную трудовую пенсию по старости?
А. Дроздов: Списки пересматриваться не будут. Мы считаем, что это дело бесполезное. Все предыдущие попытки пересмотров списков приводили к их увеличению. Дело не в списках, на наш взгляд, а в аттестации конкретного рабочего места, оценке конкретных условий труда. Ни для кого не секрет, что часть профессий из Списков №1 и №2 уже в силу технического прогресса перестали быть вредными. Необходимо дать работодателям и представителям работников действенные механизмы аттестации рабочего места, чтобы можно было установить, действительно ли данное рабочее место, по профессии включенное в список, является вредным. А профсоюзам, представителям работникам в случае, если они не согласны с результатом аттестации этого рабочего места, дать возможность обжаловать это решение, произвести экспертизу более высокого уровня для того, чтобы еще раз убедиться в его справедливости или установить обратное.


Если человеку не будет хватать трудового стажа для выхода на льготную пенсию, как она будет назначаться? И при этом, не потеряют ли права те, кто уже выработал необходимый для досрочной пенсии вредный стаж, но еще не достиг пенсионного возраста?
А. Дроздов: Во-первых, все те граждане, кто имеет хотя бы один день льготного стажа, уже вступили в правоотношения насчет досрочной пенсии по ныне действующему законодательству. И никто у них эти права отнимать не будет. То есть, тем или иным способом им будет дано право получить причитающиеся льготы, если они дальше доработают до необходимого стажа. Потому что и в действующем законодательстве говорится, что если вы хотя бы год или два недоработали до необходимого стажа, у вас льгот нет. Исключение только в особых случаях: это когда можно иметь и полстажа, и получать льготу в половинном размере. Ведь это всё сохраняется.
Другой вопрос с теми, кто не имеет ни дня льготного стажа - здесь тоже было два подхода. Один подход: те, кто ещё не начал работать в этой профессии, которая даёт льготный стаж, и будет вступать в систему после изменения законодательства – давать им льготы или не давать? Опять же было принято решение более мягкое, так что если эти рабочие места останутся вредными и опасными, то необходимый объём компенсации за вред или опасность им необходимо будет предоставить. Но все эти компенсации должны быть обеспеченным источником финансирования. Поэтому, если в результате аттестации эти места останутся вредными и опасными, то работники, которые придут на эти рабочие места, также будут иметь необходимые льготы и компенсации, но это уже будет либо возможность досрочной пенсии в рамках корпоративных пенсионных систем, либо более высокая заработная плата.


- Существуют ли действенные механизмы контроля за обеспечением приемлемой доходности и гарантии сохранности пенсионных накоплений в управляющих компаниях и НПФ? Или они будут создаваться в рамках реализации Стратегии? Ведь проблемы, дискредитирующие накопительную часть в системе обязательного пенсионного страхования, никуда не денутся, когда деньги будут поступать в корпоративные пенсионные системы.
А. Дроздов: И корпоративные, и добровольные пенсионные системы требуют серьезного контроля. Это относится и к страховому рынку, и к банковскому сектору, вообще ко всему финансовому сектору. Поэтому, что касается рынка добровольных и корпоративных пенсионных накоплений, то здесь будут усиливаться меры контроля со стороны регулятора – Федеральной службы по финансовым рынкам. Такие меры направлены на то, чтобы сделать отчётность более прозрачной, контроль более серьёзный. В том числе ставится вопрос, чтобы усовершенствовать организационно-правовую форму НПФ. Сейчас это по статусу некоммерческие организации и это не даёт возможности в полном объёме их контролировать.
Что касается накопительной системы, как части государственного пенсионного обеспечения. Проблема состояла в том, что в прямую гарантии государства, ответственность за сохранность пенсионных накоплений до прошлого года не были прописаны нигде. Однако, в силу того, что государство принудительно создало эту систему и собирает с работодателей обязательные взносы из всех наших правовых норм следует, что государство полностью за неё отвечает в лице бюджета ПФР и федерального бю

Для "Новый пенсионер"- ПФР www.pfrf.ru, 3 октября 2012 года Селекторная конференция для журналистов ведущих региональных СМИ «О Стратегии долгосрочного развития пенсионной системы Российской Федерации»

Иллюстрация:
http://www.pencioner.ru

"НП"

Рубрика:
Азбука нового пенсионера

Быстрая навигация: На главную

Похожее

Кто имеет право на досрочную пенсию в 2023 году?

Среда, 30.08.2023, 08:01:05,

Влияет ли стаж на пенсию и как он учитывается?

Среда, 12.10.2022, 08:36:34,

Что необходимо знать гражданам в преддверии выхода на пенсию

Пятница, 30.09.2022, 07:53:18,

Что такое федеральная социальная доплата к пенсии?

Воскресенье, 04.09.2022, 10:25:12,

Важные майские вопросы

Понедельник, 30.05.2022, 11:27:19,

Новые цифровые возможности как спасательный круг

Суббота, 12.03.2022, 14:31:36,

Электронная трудовая: Это важно знать

Среда, 24.11.2021, 09:37:00,

Электронная трудовая книжка: как будет отражаться временный перевод

Понедельник, 15.11.2021, 12:06:26,

Сроки назначения и выплаты пенсии

Понедельник, 15.11.2021, 10:25:18,

Сервис ПФР найдет расхождения анкетных данных

Среда, 10.11.2021, 11:07:29,

Работающим пенсионерам о перерасчете страховых пенсий

Пятница, 17.09.2021, 07:51:25,

Условия предоставления права на досрочное пенсионное обеспечение профессиональным категориям граждан

Вторник, 27.07.2021, 07:59:36,

Ещё Рубрика

Советские песни

00:00:00

Фотогалереи

Эксклюзивы

20 апреля в России отмечается День донора (19.04.2024) Варикоз – эта патология поражает не только вены ног (19.04.2024) Как правильно поставить цель, чтобы продлить себе жизнь (17.04.2024) 11 апреля в России отмечают День домашних животных (11.04.2024) Правда о раке щитовидной железы: можно ли избежать и как распознать на ранней стадии (05.04.2024) Смехотерапия – лечение без побочных эффектов (04.04.2024) Сердечно-сосудистые заболевания весной. Советы врача (01.04.2024) 1 апреля: шутки в сторону! Время поговорить о смехе серьёзно (01.04.2024) Весенняя астения: пришла весна, да не для всех красна… (26.03.2024) Не все интернет-магазины одинаково полезны. Хитрые схемы и ловушки фальшивых сайтов (19.03.2024) Вы уверены, что слышите голос друга? А может быть это мошенник! (15.03.2024) 8 марта: время сказать спасибо всем девочкам любого возраста за то, что они есть (06.03.2024) Советы гериатра: как порадовать подарком любимую бабушку (05.03.2024) На "Госуслугах" вас ждёт... мошенник. Разве это возможно? (04.03.2024) Как избавиться от храпа? (04.03.2024) Что делать если кружится голова и что это может означать (27.02.2024) Лотерея по телефону: всегда выигрывает мошенник (27.02.2024) «Мама, я в беде! Срочно вышли денег» (21.02.2024)

Ещё

Рубрики и метки


Поддержка и партнеры