С корабля на бал
В течение многих лет воздушные перевозки пассажиров регулировались правилами, принятыми Министерством гражданской авиации СССР еще в 1986 году. В них говорилось о единственной государственной компании – «Аэрофлот», которой разрешалось в одностороннем порядке изменять расписание, отменять рейсы, изменять маршрут и пропускать пункты посадки, не выплачивая клиентам ни копейки компенсации. В 2006 году Верховный суд России признал такие правила ущемляющими права потребителей, возложив на уже коммерческие и конкурирующие на рынке авиакомпании обязанность возмещать причиненный задержками ущерб.
В первую очередь такие компенсации взыскиваются за порой намеренный отказ перевозчика вовремя доставить добросовестного клиента – так называемый овербукинг. По статистике, до 15 процентов пассажиров не является на регистрацию, а потому многие авиакомпании в надежде на таких опоздавших продавали больше билетов, нежели мест на борту самолета. Правда, потом не все коммерческие перевозчики готовы расплачиваться за осознанный риск. Например, петербургский юрист и общественный деятель Дмитрий Некрестьянов потребовал от ОАО «Аэрофлот» выплатить ему стоимость билетов на бал, на который он опоздал из-за отказа перевозчика посадить его на выполняемый совместно с итальянской компанией Alitalia рейс. Российская компания пыталась переложить ответственность на зарубежного партнера по так называемому соглашению код-шеринга, но суд не согласился с ее доводами.
В схожей ситуации оказалась и семья Могилевых, купившая билеты на совместный рейс ОАО «Аэрофлот» и «ВладивостокАвиа» из Хабаровска на тайский остров Самуи через Владивосток и Гонконг. На стойке регистрации им заявили, что мест в самолете меньше, чем проданных билетов. В результате семья вынуждена была на такси добираться до следующего аэропорта, и потеряла один день отдыха на курорте. «Поскольку договор перевозки заключен между истцами и ОАО «Аэрофлот», которое ненадлежащим образом исполнило условия договора, что повлекло к возникновению у истцов убытков, именно ОАО «Аэрофлот» является надлежащим ответчиком по настоящему иску», – заключилПриморский краевой суд, взыскивая в пользу потерпевших пассажиров все расходы, убытки, неустойку и штрафы.
По вине перевозчика семья Руденко с семичасовым опозданием вылетела из Москвы в Дели и опоздала на стыковочный рейс в индийский город Коччи. Авиакомпания вынуждена была признать свою ошибку в бронировании билетов и даже сама возместила стоимость утраченного билета. Служители Фемиды взыскали в пользу пассажиров также расходы на проезд такси между московскими аэропортами и иные вынужденные затраты, но отказались компенсировать стоимость потерянных двух дней отдыха на курорте и пропущенного новогоднего ужина.
Безопасность дороже денег
А вот единая судебная практика привлечения к ответственности авиакомпаний, задержавших или даже отменивших рейсы из-за технических неисправностей самолетов, пока не сложилась.
Так, Пермский краевой суд взыскал компенсацию в пользу Эльвиры Мелехиной, которая планировала встретить Новый год с мамой в Республике Саха-Якутия. Но ее рейс из Перми был задержан из-за неисправности, а потому в пункт назначения пассажирка попала только 10 января, купив за свой счет новый билет на стыковочный рейс. Доводы авиакомпании о необходимости обеспечить безопасность полета были отклонены. «Действия ответчика – профессионального перевозчика, связанные с ненадлежащим исполнением обязательств в рамках договора перевозки, умаляют гарантированные законом права потребителей», – заключили служители Фемиды, взыскивая в пользу потерпевшей материальный и моральный ущерб.
Тогда как Московский городской суд отклонил иск семьи Долотовых к ОАО «Аэрофлот», отменившему рейс для устранения сбоя в работы системы электропитания. Чтобы попасть в пункт назначения, пассажиры вынуждены были за 27 тысяч рублей приобрести билеты другой авиакомпании. «Просрочка доставки пассажиров в пункт назначения в установленное договором перевозки время является следствием соблюдения перевозчиком условий безопасности полета воздушного судна, а также исключения риска угрозы жизни и здоровью пассажиров», – констатировал суд.
Кроме того, независимо от причин задержки авиакомпания обязана бесплатно предоставить пассажирам ряд услуг. Так, если через два часа после указанного в расписании времени отправления самолет все еще не вылетел, клиент вправе требовать прохладительные напитки и возможность дважды позвонить домой либо отправить два e-mail. При задержке на четыре часа перевозчик должен обеспечить пассажиров горячим питанием, а через шесть часов в ночное или восемь в дневное время – разместить в отеле и так далее.
Однако нередко недобросовестные авиакомпании игнорируют эти требования. Они рассчитывают, что потребители не будут судиться из-за относительно небольших расходов на напитки и еду. К тому же принципиальным пассажирам не всегда удается взыскать даже доказанные затраты: «Питание является естественной потребностью организма человека, в связи с чем нельзя полагать, что истцы понесли расходы на питание в аэропорту «Шереметьево» исключительно по причине опоздания на авиарейс», – заключил Октябрьский районный суд Архангельска.
Полностью на сайте АПИ – Агентство правовой информации
Рубрика:
Законодательство
Подпишитесь на нашу новостную рассылку, чтобы первыми получать самые интересные новости пенсионной системы в России, статьи по вопросам законодательства и права, информацию о благотворительных и социальных программах, обзор культурных, спортивных, зарубежных и других новостей.
Быстрая навигация: На главную