За что мы любим Ломоносова?

Суббота, 19.11.2011, 22:40:00

В детстве мы его «учим», а повзрослев – ценим, гордимся и даже немножко любим. За что? Наверное, прежде всего за то, что ему удалось сделать это: рыбак, сын рыбака - он основал университет, совершил многочисленные научные открытия и прославился как литератор. Да простит меня читатель за высокопарность, но ведь сегодня юбилей.

В детстве мы его «учим», а повзрослев – ценим, гордимся и даже немножко любим. За что? Наверное, прежде всего за то, что ему удалось сделать это: рыбак, сын рыбака, - основал университет, совершил многочисленные научные открытия и прославился как литератор. Да простит меня читатель за высокопарность, но ведь сегодня юбилей. Не каждому из нас повезет быть помянутым благодарными потомками через 300 лет.


Идея Ломоносова, которой он следовал в своей жизни и которая помогла ему достичь величия, выражена в записке, найденной после его смерти: «За то терплю, что стараюсь защитить труд Петра Великого, чтоб выучились россияне, чтобы показали свое достоинство». Воплощая эту идею, он добился открытия Московского Университета (1755 г.)
 

Сам Михайло Васильевич показывал постоянный пример служения науке: развил атомно-молекулярные представления о строении вещества; сформулировал принцип сохранения материи и движения; заложил основы физической химии, исследовал атмосферное электричество и силу тяжести. Выдвинул учение о свете. Создал ряд оптических приборов. Открыл атмосферу на планете Венера. Описал строение Земли, объяснил происхождение многих полезных ископаемых и минералов. И одного из этого списка хватило бы для обогащения мировой науки. Астроном, приборостроитель, географ, металлург, геолог, поэт, теоретик русского языка, литератор, художник, историк…
 

Современники признавали его самым знаменитым светским писателем, превосходившим своим талантом Сумарокова, Тредьяковского и князя Кантемира.
 

Начало и конец его жизни были трудны. Молодым он должен был пробиваться к знаниям (сначала физически добраться до Москвы) и доказать свое первенство как ученика, - наградой было обучение в Германии. В конце жизни ему, светилу и славе русской науки, приходилось терпеть унижения от завистников.
 

По воцарении Екатерины II в 1762 году Ломоносов становится жертвой интриг. Ему в то время исполнился 51 год – возраст для того времени более чем почтенный. Как пишет историк С.М. Соловьев, «Разумовский, Теплов и подобные им господа могли мстить Ломоносову за то, что он… получил первенствующее значение в Академии; …они могли с удовольствием говорить дурное про Ломоносова при императрице или вовсе не говорить, что вернее вело к цели». Ломоносов заболел, и «в упадке нравственных и физических сил решился оставить службу».
 

Но Ломоносов без Академии и Академия без Ломоносова были немыслимы. Отставка не была принята, а вскоре он получил повышение: чин статского советника и жалованье 1875 рублей. Через два с половиной года гений умер. Ему было 54 года.
 

Сегодня в России – торжества. В Архангельске, Петербурге, Москве – во всех городах страны, где есть крупные учебные заведения, да, пожалуй, и во всех школах – вспоминают имя нашего гения. По улицам носят «Факел знаний», лучших школьников награждают грамотами и ценными подарками; в честь юбилея дают праздничные концерты.
 

Картина радостная. Но. Как всегда это «но»… В начале статьи – цитата из Михайло Васильевича: «Чтоб выучились россияне, чтобы показали свое достоинство». А разве наше обучение в школах и вузах вполне соответствует 21 веку? Разве не делаются ежегодно попытки укоротить, оболванить учебные программы? Разве не пишутся учебники таким языком, что его стыдно признать «великим и могучим»? О науке, к сожалению, даже говорить не хочется – она отодвинута на задний план. Лучшие умы переехали в развитые страны или ушли в коммерческие предприятия, причем отнюдь не для того, чтобы развивать свой научный потенциал. И осудить их невозможно – оклады в научных учреждениях мизерны.
 

Не хочется заканчивать на такой ноте. В науку, образование нужны вливания, причем не астрономические. Остается надеяться, что празднование юбилея М.В. Ломоносова послужит еще одним поводом вспомнить о нуждах нашего образования и науки. Очень хочется в это верить.
 

Всего вам доброго и благ земных.
 

Елена Шахова,
главный редактор «НП»

На фото - надгробие на могиле М.В.Ломоносова в Александро-Невской лавре, Санкт-Петербург 

Фото "НП"
 

Рубрика:
От редакции

Метки:
Даты

Быстрая навигация: На главную

Похожее

Ещё Рубрика

Советские песни

00:00:00

Фотогалереи

Эксклюзивы

Как правильно поставить цель, чтобы продлить себе жизнь (17.04.2024) 11 апреля в России отмечают День домашних животных (11.04.2024) Правда о раке щитовидной железы: можно ли избежать и как распознать на ранней стадии (05.04.2024) Смехотерапия – лечение без побочных эффектов (04.04.2024) Сердечно-сосудистые заболевания весной. Советы врача (01.04.2024) 1 апреля: шутки в сторону! Время поговорить о смехе серьёзно (01.04.2024) Весенняя астения: пришла весна, да не для всех красна… (26.03.2024) Не все интернет-магазины одинаково полезны. Хитрые схемы и ловушки фальшивых сайтов (19.03.2024) Вы уверены, что слышите голос друга? А может быть это мошенник! (15.03.2024) 8 марта: время сказать спасибо всем девочкам любого возраста за то, что они есть (06.03.2024) Советы гериатра: как порадовать подарком любимую бабушку (05.03.2024) На "Госуслугах" вас ждёт... мошенник. Разве это возможно? (04.03.2024) Как избавиться от храпа? (04.03.2024) Что делать если кружится голова и что это может означать (27.02.2024) Лотерея по телефону: всегда выигрывает мошенник (27.02.2024) «Мама, я в беде! Срочно вышли денег» (21.02.2024) Как сохранить печень здоровой? (14.02.2024) Как нас могут ограбить с помощью SMS-сообщения? (13.02.2024)

Ещё

Рубрики и метки


Поддержка и партнеры