Семь лет назад в Санкт-Петербурге открылся Университет “Серебряный возраст”. Его директор Марина Ялышева призналась корреспонденту “Нового пенсионера”, что появился он случайно, но эта случайность была закономерной, потому что потребность в обучении пожилых людей очень велика.
Я и Евгений Мачнев, председатель попечительского совета, были в Москве на круглом столе и познакомились с коллегами из Самары. Нас просто поразил опыт самарских коллег, которые рассказали про свой Университет пожилых. Идею они взяли в Америке и на этой основе разработали программу для своего родного города. На тот момент они уже проводили занятия четыре года. Мы были настолько вдохновлены, что когда вернулсиь в Петербург стали и искать, есть ли что то подобное у нас в городе. Оказалось, что есть советы ветеранов, но они не занимаются обучающей деятельнстью . Они ведут большую работу: организовывают экускурсии, выпускают книги, поздравляют, отмечают праздники, но образовательной программы у них нет. Мы решили, что надо попробовать. Созвонились с Самарой, написали проект, и оне передали нам свои методики. Мы решили не изобретать велосипед, а взять уже наработанное и внести свои коррективы. Например, мы добавили в программу курс “ИсториюяПетербурга”. Нам показалось, что это будет интересно. И попробовали реализоватиь. Нас координировали Валентина Евгеньевна Кадочкина и Наталья Николаевна Бадягина (авторы и директор Университета пожилых в Самаре). Мы поняли, что к образованию есть очень большой интерес среди пожилых. Так началась наша история – история Университета пожилых “Серебряный возраст” в Санкт Петербурге.
Методика разработана Самарскими коллегами. Они обучаются два семестра. Каждый длится три месяца. В первый год мы набрали на первый семестр 80 человек. Этот курс специально разработан, чтобы люди старшего возраста могли адаптироваться и социализироваться. Он включает вопросы психологии : кто я такой, какие у меня есть особенности, как адаптироваться на пенсии, что такое психологический возраст и сколько мне сейчас. Еще он включает вопросы здорового образа жизни: как сохранить физичское здоровье и психическое, что не менее важно, как сохранить память на долгие годы. Вопросы психологической и финансовой грамотности. Сам курс – это не просто лекции, но и тренинги с психологами, которые дают возможность группе объединиться, сплотиться, посмотреть на себя еще раз: какая я пришла к возрасту 55, 60, 65 лет , и какие мои ровесники, с кем я обучалась.
После окончания первого семестра учащиеся защищают проект, мы выдаем сертификат об окончании, и уже переходя на второй семестр, который тоже длится три месяца, они выбирают одну специализированную программу. Мы взяли две самарские – компьютерная грамотность и психология. В Самаре она называлась «Грамотные бабушки». Нашим петербургским слушателям показалось, что это не совсем правильно, потому что, например среди учащихся них могу быть и дедушки, и поэтому мы дали программе обтекаемое название «Эффективное взаимодействие в семье и обществе». Для чего мы знакомимся с психологией? Чтобы общаться без конфликтов с нашими родственниками, близкими и с людьми, которые нас окружают. И третья программа, уже чисто наша, мы сами ее разработали, по истории города «Петербурговедение». И в итоге слушатели получают диплом.
Каждый год добавляются новые учебные программы. Сначала была одна программа истории города, а сейчас их четыре. Мы добавили в них фотографирование, потому что когда человек гуляет, он хочет делать хорошие снимки – так появились курсы фотографии. Научился фотографировать – появилась потребность научиться делать презентации. Появляется возможно рассказывать о нашем городе не только гуляя по нему, но и рассылая или размещая свои фотографии и делая к ним какие-то заметки. Многие программы меняются, расширяются, дополняются, видоизменяются и сейчас уже около 15 всевозможных программ можно назвать.
Когда мы закончили первый год обучения, то увидели, что у нас очередь из желающих. Особенность нашего проекта заключалась в том, что мы ограничились одним районом Петербурга. Нас предупредили наши коллеги из Самары: «Не берите весь Петербург! Вы утонете в телефонных звонках, вопросах и не сможете справиться!» Мы их прислушались к совету и взяли только центральный район. Там помещение было рядышком и всем удобно было добираться. Пожилые люди из других районов обижались, говорили: «Почему Центральный? Им как всегда везет!» Они звонили, просили записать, говорили «Вдруг, кто откажется! Мы тоже хотим!» И из таких желающих образовалась очередь в 500 человек! Есть интерес, есть спрос! Но мы не предполагали, что будет такое широкое распространение.
Позже выяснилось, что параллельно с нами в это же время появлялись другие образовательные проекты, посвященные людям разного возраста: «Бабушка и дедушка on-line» и Школа третьего возраста. А мы о них узнали проработав год! Тоже в Петербурге. Сейчас мы друг с другом взаимодействуем и общаемся, а тогда, каждый действовал в своем районе. Стали появляться и государственный учреждения. Они называются социально-досуговые центры (при комитете соцзащиты), которые вели не только досуговую и прикладную деятельность, например, бисероплетение и вышивку, но стали добавлять и образовательные программы: психологию, и иностранные языки. Сейчас у каждого центра есть свои направления.
На преподавателей нам везло. У нас в городе есть Центр развития некоммерческих организаций. У них очень большая рассылка по государственным учреждениям и по некоммерческим. Если наши слушатели говорили, хотели бы еще изучать английский, или садовый дизайн, то мы делали рассылку. Или, что хотят повысить юридическую грамотность, не те несколько лекций в общем курсе, а подробнее. И мы подавали заявку, а к нам приходили люди, а мы, методом оценки самими слушателями, отбирали тех людей, кому было интересно работать с пожилыми, кто уже имел опыт преподавательской деятельности и кого хорошо оценивали сами слушатели.
Мало быть профессионалом и работать со студентами. Здесь есть ряд особенностей. Важно уметь работать именно с людьми старшего возраста. Это не школьники, не студенты, которые часто представляют собой белый лист. Это люди уже имеющие опыт и знания, люди успешные, образованные, интересующиеся. Просто бабушка со скамейки не придет к нам в Университет. К нам приходят люди, которые всю жизнь учились, развивались, достигшие определенных успехов и для них пенсионный возраст, это не возраст дожития, а возраст, когда есть возможность саморазвития, а также оказание помощи другим.
Преподаватели у нас самых разных возрастов. Для меня как для руководителя главный критерий хорошего преподавателя, чтобы он мог находить общий язык с людьми старшего возраста. Его регалии, подтвержденный дипломом опыт – очень важны, но гораздо более значимо, когда ученики его хвалят, а в анкетах обратной связи пишут что слова благодарности, за то что доходчиво, понятно, полезно, актуально преподаватель раскрыл какие-то важные вопросы.
Наша работа строится на определенной концепции. Во-первых мы даем возможность познакомиться с обучающими программами, узнать что-то новое и посмотреть, если ли еще что-то для меня интересного, помимо моей профессии, если я не хочу работать по старой профессии или меня не берут. А второе – это получение в рамках Университета таких знаний, которые могли бы помочь реализоваться. Это не студенты-школьники, которые получили диплом и пошли дальше. У многих наших слушателей уже есть два-три высших образования, им еще одна корочка не нужна. Они хотят получать удовольствие и применять свои знания и профессиональный опыт.
С Мариной Ялышевой беседовала корреспондент «Нового пенсионера» Наталья Морозова
Завтра читайте продолжение беседы, о том занимается ли санкт-петербургский университет «Серебряный возраст» трудоустройством пожилых
.
Рубрика:
Люди
Подпишитесь на нашу новостную рассылку, чтобы первыми получать самые интересные новости пенсионной системы в России, статьи по вопросам законодательства и права, информацию о благотворительных и социальных программах, обзор культурных, спортивных, зарубежных и других новостей.
Быстрая навигация: На главную