Стоит ли оставлять любимую работу? Возможно ли творчество в жесткой системе? Как «отпустить» от себя детей? На эти вопросы для себя и для вас отвечает Марина Вяземская (55 л., Санкт-Петербург). Совсем недавно она заведовала отделом внеучебной работы в Санкт-Петербургском государственном университете информационных технологий, механики и оптики, создала там Студенческий клуб. О популярности среди молодежи говорит, в частности, ее страничка ВКонтакте, куда «дети», как называет студентов Марина Валерьяновна, приходят десятками. Но, несмотря на успешную судьбу и любимую работу, педагог увольняется. Почему?
«Новый пенсионер» Марина Вяземская откровенно рассказывает об этом периоде жизни в своей второй «искренней заметке» - «ПРОЩАЙ, УНИВЕРСИТЕТ» (см. также "Записки юного пенсионера").
- К весне 2009 года во мне созрело решение уволиться. Надоело ежедневно доказывать необходимость студенческого творчества в стенах технического вуза. Надоело улыбаться в ответ на капризы начальства. Захотелось зависеть только от своих желаний. И ощущение, что с выходом на пенсию начинается новый этап моей жизни, не покидало меня. Любопытства мне не занимать, ощущениям своим я привыкла верить. Точно, что-то будет :-)
Подружки всполошились: «А жить ты будешь на что? Где деньги возьмешь?»
Ну, во-первых, мой доход – эти самые 200-300 $ (никак не могу выяснить размер МОЕЙ пенсии, экая тайна :-)). Во-вторых, можно сдать комнату аккуратной студентке. В-третьих, найти необременительную работу вахтера-консьержки на сутки через трое для увеличения объема времени «свободы от забот» :-) И это все на случай, если не подвернется каких-нибудь «вкусных» приработков. А они обязательно подвернутся, я уверена.
Вроде бы успокоила знакомых своего поколения, прекратились «ахи-охи». Детвора же студенческая восприняла мое решение с восторгом. Идея полной свободы им близка и понятна, а про то, что в полной мере и осознанно этой свободой можно насладиться, выполнив свои обязательства перед социальной и родовой системой, им пока еще не ведомо :-)
Благословенное время. Дети уже взрослые, сами решают, как им жить. И трудно им бывает, и легко – справлялись, справляются и справятся. Наше дело родительское: Боженьке докучать ежедневными просьбами о защите и наставлении чад наших. Русская же пословица: «Молитва матери со дна моря достанет». Вот если не отпускать от себя ни на шаг, тут и сгинут детки наши. Коли их на руках всю жизнь держать для собственного удовольствия, как же они своими ногами ходить научатся?
А мне хочется почитать-пописать, мир посмотреть, английский мой крошечный вывести на уровень свободного им пользования, с людьми из разных стран пообщаться. Со временем еще чего-нибудь захочется-придумается.
Отсутствие-присутствие хорошего самочувствия меня не особо заботит. Со своим организмом я давно договорилась :-) Я знаю, что когда я весела-радостна, у меня ничего не болит (мои многолетние наблюдения), а когда унываю, злюсь, переживаю, боюсь, тогда организм и разлаживается: все болит! Так что моя задача – чаще улыбаться, и тогда со здоровьем все будет в порядке.
Итак, решение принято. Начала готовить сотрудников своего отдела и свою студенческую детвору к расставанию, искать себе замену. Свой Студенческий клуб в равнодушные руки не отдам (28 секций, все университетские праздники, концерты и море прочей разнообразной работы)! На свое место нашла человека, который умеет уважительно относиться к молодежи. Это, согласитесь, не часто встречается в нашей возрастной группе. В основном у нас в высшем образовании принято некое снисходительно-поучительное отношение к студентам, увы… Я еще не знала, что мне придется полтора месяца доказывать начальству необходимость работы именно этого человека, что любой другой, не знакомый со спецификой работы, развалит отдел за пару месяцев. До ректора дошла! Ну, это – не такая уж интересная история. Тем более, что большинству она знакома в разных вариациях.
На государевой службе, особенно при работе с молодежью, все бы хорошо, кроме начальников. Бесконечные требования и бесконечное недовольство. Правда, чиновник (с ба-альшой буквы Ч) и должен быть таким. Он, чиновник, представитель жесткой СИСТЕМЫ.
Как же уживаются Система и Творчество? Как совместить в себе жизнь внутри Системы и занятия Творчеством?
Размышлениями на эту тему я занимаюсь давно. И вот что надумала: Творчество никогда не существовало благодаря Системе, только – вопреки. Ведь сама суть государства – жесткая Система. Без этой жесткости невозможно существование любого государства, т.к. оно просто развалится, прекратит быть. Любое государственное учреждение (например, мой Университет) является отражением государственной Системы и, чтобы сохранить свою целостность, постоянно противостоит Творчеству, которое вносит хаос в его деятельность из-за невозможности планировать творческий процесс. Система существует планово, Творчество – спонтанно. Но без Творчества, оставаясь сама в себе, Система деградирует и самоуничтожается. А Творчество привносит в нее то новое, что не позволяет ей погибнуть. Вот такое «единство и борьба противоположностей»:-)
Вся моя университетская детвора творит: они поют, танцуют, фотографируют, придумывают компьютерные игры, устраивают ролевые реконструкции и еще выдают бесконечное количество творческого самовыражения. Они творят и успешны в этом. Студенты укрепляют свою внутреннюю силу достижениями в своем Творчестве. Они переносят опыт успеха в другие области жизни, хоть и не осознают этого. Организуют для себя безопасную нишу, где растят и расправляют крылья, сложенные или вовсе атрофированные от соприкосновения с Системой. И ведь они не вступают в борьбу Системой, не становятся асоциальными (что тоже является грустным выражением творческого процесса)! Они взрослеют, социально адаптируются, успешно зарабатывают деньги, не растрачиваясь на пустые несбыточные мечтания (мечтания – тоже творчество, но, увы, без ощущения успеха, ибо мечты всегда остаются мечтами…). У них есть их личный творческий процесс, их Творчество, которое дает им силы для жизни в Системе.
И чем ярче творческое начало юных, тем интереснее у них учиться. Как учителя они бесконечно терпеливы и доброжелательны, с огромной радостью учат тому, что умеют сами. От общения с ними только обогащаешься!
Я думаю и вижу, что поколение нынешних двадцатилетних обладает силой дерзновения: они не бояться пробовать! Да, по молодости и по незнанию, частенько пробуют что-то «не то», что крепко щелкает их по носу и до обморока пугает их родителей, которые верят в неразумность своих уже взрослых чад. Нынешние молодые умеют ведь сделать выводы из ошибок, если родители не начинают «спасать» и решать проблемы чадушки. И, опять же творчески, преобразуют свои досадные промахи в жизненный опыт, становясь сильнее. Вот чему интересно у них поучиться. А мы их все воспитываем, жить учим, вместо того, чтобы верить в них, восхищаться ими и тихо завидовать, что они могут то, чего нам было всегда «низзя»!
Дети и без нас проживут прекрасно. И если мы можем прожить без них, отпустить их, разрешить им жить самим, то начинается благословенная жизнь для себя и своих хобби.
Марина Вяземская
Ссылка на "Новый пенсионер" обязательна
Рубрика:
Новости
Подпишитесь на нашу новостную рассылку, чтобы первыми получать самые интересные новости пенсионной системы в России, статьи по вопросам законодательства и права, информацию о благотворительных и социальных программах, обзор культурных, спортивных, зарубежных и других новостей.
Быстрая навигация: На главную