Майя Плисецкая. Легенда

Пятница, 19.11.2010, 09:17:00

Наш журнал присоединяется к многочисленным поздравлениям в честь 85-летнего юбилея великой балерины ХХ столетия. Можно говорить об удивительной энергии, жизнелюбии, работоспособности – но все эти качества нужны, как поленья в костре, чтобы поддерживать пламя ее таланта. И на склоне лет Майя Плисецкая держит спину. Подражать ей невозможно. Как и весь мир, мы восхищаемся ею как балериной, педагогом, как красивой женщиной. Однако отметим для себя – и в скобках: чтобы продлить свое бодрое долголетие, постараемся не лениться. Мы должны двигаться, если хотим жить. Ведь даже великая балерина каждый день встает к станку :-) 6 декабря в честь юбилея выдающейся балерины современности Майи Плисецкой состоится юбилейный вечер в театре Шанз Элизе, а 14 декабря - в музыкальном театре им. Станиславского и Немировича-Данченко в Москве.  

20.11.2010. Майя Плисецкая. Легенда

Наш журнал присоединяется к многочисленным поздравлениям в честь 85-летнего юбилея великой балерины ХХ столетия. Можно говорить об удивительной энергии, жизнелюбии, работоспособности – но все эти качества нужны, как поленья в костре, чтобы поддерживать пламя ее таланта. И на склоне лет Майя Плисецкая держит спину. Подражать ей невозможно. Как и весь мир, мы восхищаемся ею как балериной, педагогом, как красивой женщиной. Однако отметим для себя – и в скобках: чтобы продлить свое бодрое долголетие, постараемся не лениться. Мы должны двигаться, если хотим жить. Ведь даже великая балерина каждый день встает к станку :-)))
6 декабря в честь юбилея выдающейся балерины современности Майи Плисецкой состоится юбилейный вечер в театре Шанз Элизе, а 14 декабря - в музыкальном театре им. Станиславского и Немировича-Данченко в Москве.

Об этом рассказал организатор концертов, народный артист РФ, глава Фонда "Русские сезоны ХХI века" Андрис Лиепа. "Когда мне позвонил Родион Константинович Щедрин и предложил сделать вечер Майи Михайловны в Москве, я испытал необыкновенное счастье от того, что мне оказали такое доверие. Я всю свою жизнь поклоняюсь этому Божеству - Майе Плисецкой", признался танцовщик.
"6 декабря мы проводим юбилейный вечер в Париже в огромном зале театра Шанз Элизе, где соберутся все, кто любит и почитает Майю Михайловну", - пояснил Лиепа.
По его словам, помимо концерта в Париже в вечере примут участие звезды Большого и Мариинского театров, а также ведущие танцовщики Гранд Опера, будет показан фильм о Майе Михайловне.
"А главное - на вечере будет сама виновница торжества - великая балерина и удивительная женщина Майя Плисецкая", - добавил Лиепа.
В Москве в рамках вечера состоится также презентация нового издания книги Плисецкой - 2-х томника, "Я, Майя Плисецкая..." и фотовыставка, посвященная приме-балерине.
"Майя Плисецкая - явление уникальное, такая индивидуальность рождается раз в столетие. Все ее танцы и сегодня смотрятся абсолютно современно - она намного опередила время. Это поражает даже молодых исполнителей. Плисецкая - единственная балерина, которой посвятили свои творения все крупнейшие хореографы ХХ века - Якобсон, Ролан Пети, Бежар, Григорович", - рассказал Лиепа.

Покинув сцену в возрасте 65 лет, она остается в балете, принимая участие в педагогической деятельности. Среди ее наград - звания Народной артистки ССС (1959), французский Орден Почетного легиона (1986), Императорская премия Японии (2006) и многие другие.

Анна Галайда ("Российская газета" - Неделя №5340 (261) от 18 ноября 2010 г.) рассказывает интересные факты из жизни балерины.


"Умирающего лебедя" для Плисецкой поставила ее тетя - Суламифь Мессерер. Фото: ИТАР-ТАСС

1 "Балет не был страстью моей жизни". Плисецкая унаследовала профессию своих дяди и тетки - выдающихся танцовщиков Большого Асафа и Суламифи Мессерер. Однако нельзя сказать, что выбор был предрешен: мать балерины Рахиль была звездой немого кино, тетка Елизавета играла в Театре имени Ермоловой, дядя Азарий (взявший псевдоним Азарин) был выдающимся актером Художественного театра. И, по словам Плисецкой, в детстве ей "всегда хотелось играть именно в драме. Я думаю, что к сцене вообще у меня было призвание, потому что всегда, с детства мне было интересно сделать роль".
2 "Подъем средненький и непродавленная коленка". Про Плисецкую говорят, что в балете она опередила время лет на пятьдесят. Действительно, это чуть ли не единственная балерина прошлого, чьи пленки смотришь без скидок - на несовершенную технику записи, на изменившиеся физические данные и эстетику. Но сама балерина считает, что сегодня ее бы не приняли даже в балетную школу - "непродавленная коленка и подъем средненький".
3 В партии Чан Кайши. Выступать Плисецкая не боялась никогда. Ее первое "публичное выступление" навсегда запомнилось Рахиль Мессерер: убежавшую на улицу 3-летнюю дочь она нашла, в упоении кружащейся под репродуктором под звуки делибовского вальса из "Коппелии" в окружении уже собравшейся многочисленной толпы.
"Сценический" дебют состоялся в первом классе хореографического училища. Молодой хореограф Леонид Якобсон выбрал Плисецкую для своего номера "Конференция по разоружению". "Я была меньше всех ростом. Появлялась из-за кулис в соломенной остроконечной шляпе. Чего-то все время боялась, крутила головой по сторонам, кося глазами. Пряталась в итоге под стул. Все это должно было изображать никуда не годящегося правителя Китая генералиссимуса Чан Кайши".
4 Самый юный Лебедь. В 14 лет она впервые станцевала "Умирающего лебедя". Поставила его для нее тетка, Суламифь Мессерер, которая вспоминала: "Подвигли меня на это два соображения. Во-первых, удивительная красота Майиных рук, особая пластичность ее танцевальных данных... Во-вторых, в те годы артистке балета без портативного номера было просто не прожить. Нам приходилось выступать с концертами в сельских клубах с корявыми полами. Или в Кремле, где полы - высший сорт, но негде, да и некогда разогреться… Несмотря на исключительно выразительное лицо Майи, я поставила ей выход спиной к публике, дабы отвлечь внимание от невыигрышных стоп и сосредоточить его на Майиных руках и шее… Номер не стал бы фирменной маркой Майи, если б не был созвучен ее таланту. Естественно, танцуя "Лебедя" в течение многих десятилетий, Майя вносила в мою постановку интереснейшие изменения". Бесчисленные варианты этой миниатюры в исполнении Плисецкой на протяжении шести (!) десятилетий видели во всех концах мира. Она танцевала ее под аккомпанемент скрипки, виолончели (всем памятно выступление с Мстиславом Ростроповичем) и даже в сопровождении голоса Монтсеррат Кабалье. Плисецкая сама подсчитала, что "Лебединое озеро" станцевала ровно 800 раз, но вот количество исполненных "Лебедей" учету не поддалось: "Может, 50 тысяч, может, 100 тысяч раз", - гиперболизирует балерина. Эмоции, вкладываемые в этот образ, столь разнообразны, что она порой бисировала номер четырежды за один концерт - и ни разу в них не повторялась.
5 Гламурная икона советского балета. В то время, когда советские женщины должны были в едином порыве наряжаться в веселенький ситчик, Плисецкая поражала экстравагантностью. Она первой среди советских балерин начала привозить из зарубежных гастролей эластичные купальники для занятий и чемоданы роскошных тканей для пачек. В Париже с модными тенденциями Плисецкую знакомила Эльза Триоле. Коко Шанель, пригласив балерину в свой модный дом, предложила на выбор любой наряд из коллекции. Костюмы для нее создавали Ив Сен-Лоран и Жан Поль Готье. В Нью-Йорке в середине 1960-х ее - в бриллиантах и мехах - снимал "фотограф звезд" Ричард Аведон. В 1971 году на Авиньонском фестивале Надя Леже познакомила Плисецкую с Пьером Карденом. "Я увидел ее в "Кармен" и влюбился с первого взгляда", - признавался кутюрье. Балерина стала его музой на десятилетия, и она сохраняет ему абсолютную верность, до сих пор потрясая публику своими выходами в его невероятных платьях со шлейфами. "Это он гениален, а не я однолюбка. Карден создал мои костюмы для театра и для кино - это царские подарки!" Эти костюмы фантастической красоты сейчас находятся в Бахрушинском музее. В 1998 году Плисецкая и Карден представили в Кремле совместное шоу "Мода и танец".
6 Золотой дуэт. "Сегодня была у Лили Брик. К ним в гости пришел Жерар Филипп с женой и Жорж Садуль. Все были очень милы и приветливы. Супруги высказали сожаление, что не видели меня на сцене, но я "утешила" их, подарив свои фото с надписью (весьма плохие, хороших не было). Гостей больше не было (был еще композитор Щедрин)", - отметила в 1955 году Плисецкая вечер, который композитор провел за "Бехштейном", исполняя свою музыку. Щедрин вспоминал: "Я услышал, как Плисецкая пела музыку Прокофьева из балета "Золушка", и запись меня поразила. Прежде всего то, что у балерины оказался абсолютный слух, - все мелодии и даже подголоски она воспроизводила точно в тональности оригинала, а ведь в то время музыка Прокофьева была достаточно трудна для восприятия". Но, сначала услышав друг друга, разглядели они любовь только три года спустя после первой встречи. Ее темами стали балеты Щедрина, посвященные жене: "Анна Каренина", "Чайка", "Дама с собачкой".
7 Рецепт ее молодости. Плисецкая, в отличие от большинства прима-балерин, предпочитавших опытных надежных партнеров, предпочитала выискивать молодые таланты. Среди ее постоянных партнеров были Александр Богатырев и Александр Годунов, всего несколько лет назад в Японии она станцевала с Алексеем Ратманским. Она не преподает, но вернулась в Большой, чтобы помочь Светлане Захаровой перед возобновлением "Кармен-сюиты". На премьере "Конька-горбунка" в Мариинке балерина прямо на сцене вручила бриллиантовые серьги Алиной Сомовой. Увидев на одном конкурсе московскую школьницу Полину Семионову, напророчила ей мировую славу (пророчество уже сбывается), а на другом убедила девочку из богом забытого театрика "Русский балет" в том, что ее ждет международная сцена - и Людмила Коновалова танцует все премьеры Венской оперы. Плисецкая любит молодость и талант - во всех проявлениях.
8 "Открутиться от Плисецкой совершенно невозможно". В исполнении Плисецкой княгиня Бетси Тверская в фильме Зархи "Анна Каренина" по выразительности может поспорить и с балетными ролями. Однако это был не единственный киноопыт балерины. Она сыграла Дезире Арто в "Чайковском", музу Чюрлениса в "Зодиаке". А потом - предложила поставить фильм по тургеневским "Вешним водам" Анатолию Эфросу. Режиссер вспоминал: "Это была ее идея. Сыграть драматическую роль и станцевать балетную партию в одном и том же спектакле… Я по своему обыкновению решил сказать "согласен", чтобы не обидеть ее, а потом открутиться по тем или иным причинам. Я всегда соглашаюсь, чтобы потом исчезнуть, хотя это никогда не получается, а тут уж подавно, ибо открутиться от Плисецкой совершенно невозможно. Ты еще думаешь, что отвертишься, а уже идешь почему-то в балетный класс, где она репетирует. И как еще репетирует!"
На драматической сцене Плисецкую так и не увидели. Зато в Японии она сыграла в театре НО пьесу "Крылья ночи": в белых носочках и театральных сандалиях изображала фею, спустившуюся на землю.
9 Односторонняя любовь. В Мюнхене, где уже не одно десятилетие живут Плисецкая с Щедриным, эту пару легче встретить не в Опере, а на стадионе. Когда они бывают в городе, то не пропускают ни одного футбольного матча. И это, наверное, единственное место в мире, где великая балерина остается неузнанной. "Футбольные фанаты меня не знают. Я люблю футбол, но это односторонняя любовь". Плисецкая всю жизнь обожает спорт. "Это восторг. "Цивилизация" тела", - считает она. - А футболисты - современные гладиаторы: какие они фантастичные, мощные, какая у них техника!", - восхищается балерина. В советские годы она болела за ЦСКА. В альбоме Пьера Кардена, посвященном Плисецкой, есть ее фотография с Мишелем Платини. Плисецкая страстно доказывает, что спорт влияет даже на балет. И, вспоминая слова Пеле о том, что в его время такой техники не было, говорит, что и в балете в ее время такой техники, как сегодня, не было.
4 января 1990 года Майя Плисецкая танцевала свой последний спектакль в Большом театре - «Даму с собачкой». Давние разногласия с художественным руководством балетной труппы привели к тому, что она ушла из Большого театра. К 1991 году основные творческие и издательские интересы Родиона Щедрина сосредоточились в Мюнхене, и вскоре они с Майей Плисецкой обосновались в этом городе, хотя Плисецкая и Щедрин живут на три дома - большей частью в Мюнхене, в Москве и на своей даче в Литве.

Только факты. В августе 1994 года в Санкт-Петербурге на сцене Александринского театра состоялся 1 Международный балетный конкурс «Майя», где Майя Плисецкая была председателем жюри и сама формировала его состав.

Майя Плисецкая снималась в кинофильме-концерте «Мастера русского балета» (1953), кинофильмах-балетах «Лебединое озеро» (1957), «Сказка о Коньке-Горбунке» (1961), «Анна Каренина» (1975), в кинофильме-опере «Хованщина» (1959), в телеэкранизациях балетов «Болеро» и «Айседора» («Поэзия танца», 1977), «Чайка» (1982), «Дама с собачкой» (1986). В 1976 году А. В. Эфрос снял телевизионный фильм «Фантазия» по повести И. С. Тургенева «Вешние воды», в котором Плисецкая сыграла роль Полозовой. Также снималась в художественных кинофильмах «Анна Каренина» режиссера А. Г. Зархи (1968), «Чайковский» И. В. Таланкина (1970, в роли певицы Дезире), «Зодиак» И. Вайткуса (1985, в роли музы М. К. Чюрлениса).

О ней сняты документальные кино- и телефильмы, в том числе «Майя Плисецкая» В. А. Катаняна (1964, новая ред. 1981), «Майя Плисецкая. Знакомая и незнакомая» Б. Д. Галантера (1987), «Майя» М. Сакагуши (2000, для японского телевидения), «Майя Плисецкая» Д. Делюша (2000, для французского телевидения), «Майя Плисецкая assoluta» Э. Капнист (2002, для французского телевидения).
Творчеству Плисецкой посвящены книга «Майя Плисецкая» Н. П. Рославлевой, многочисленные фотоальбомы с тем же названием. В 1994 году московское издательство «Новости» выпустило в свет книгу балерины «Я, Майя Плисецкая…». Она выдержала несколько изданий в России и была переведена на 11 языков.

Майе Михайловне Плисецкой присвоены звания народной артистки СССР (1959), Героя Социалистического труда (1985). Она является кавалером трех орденов Ленина (1967, 1976, 1985), орденов Франции «За заслуги в литературе и искусстве» (1984, Командор) и Почетного легиона (1986), орденов «За заслуги перед Отечеством» III (1995) и II (2000) степени. В июле 1991 года король Испании Хуан-Карлос вручил Майе Плисецкой высшую награду Испании - "Орден Изабеллы Католической". Российская балерина также удостоена звания "Почетного гражданина Испании". Среди ее многочисленных наград - Международная премия, ежегодно присуждаемая мэром Парижа самой элегантной женщине года - "Превосходная-1986", премия "Национальная гордость России" (2003), Большой крест Командора ордена "За заслуги перед Литвой" (2003) и другие.

Майя Плисецкая – доктор Сорбонны (1985) и почетный профессор Московского государственного университета (1993).
В 1994 году Институт теоретической астрономии присвоил имя Плисецкой малой планете № 4626.

Новый пенсионер – РИА Новости – Российская газета
Фото: http://putin.viperson.ru/data/200905/iz7d012.jpg
http://www.spletnik.ru/img/2009/11/dasha/20091120calm5.jpg

Рубрика:
Новости

Быстрая навигация: На главную

Похожее

Вышла книга о шахматисте Анатолии Карпове

Среда, 14.04.2021, 08:58:54,

Команда проекта «Московское долголетие» получила благодарность за вклад в организацию «Большого этнографического диктанта»

Среда, 07.04.2021, 19:26:10,

В России появятся браслеты для людей, страдающих деменцией

Вторник, 06.04.2021, 10:53:50,

«Освой гаджет»: как проект помогает москвичам серебряного возраста

Пятница, 22.01.2021, 15:00:42,

Возвращение пенсионного удостоверения

Суббота, 06.06.2020, 09:35:08,

Сегодня мусульмане отмечают свой главный праздник – Курбан-Байрам. Поздравляем!

Четверг, 24.09.2015, 09:31:58,

Русский Cевер: шесть проектов для активного поколения

Пятница, 18.09.2015, 13:41:10,

Бедность наступает

Среда, 09.09.2015, 11:42:35,

ОНФ критикует систему здравоохранения в России

Понедельник, 07.09.2015, 06:51:24,

5-й социальный кинофестиваль “Третий возраст – новые возможности”

Суббота, 05.09.2015, 07:39:49,

Департамент труда Москвы присоединен к департаменту соцзащиты

Четверг, 27.08.2015, 06:47:20,

Прошел конкурс среди СМИ, пишущих на пенсионные темы

Вторник, 04.08.2015, 08:25:31,

Ещё Рубрика

Советские песни

00:00:00

Фотогалереи

Эксклюзивы

Весенняя астения: пришла весна, да не для всех красна… (26.03.2024) Не все интернет-магазины одинаково полезны. Хитрые схемы и ловушки фальшивых сайтов (19.03.2024) Вы уверены, что слышите голос друга? А может быть это мошенник! (15.03.2024) 8 марта: время сказать спасибо всем девочкам любого возраста за то, что они есть (06.03.2024) Советы гериатра: как порадовать подарком любимую бабушку (05.03.2024) На "Госуслугах" вас ждёт... мошенник. Разве это возможно? (04.03.2024) Как избавиться от храпа? (04.03.2024) Что делать если кружится голова и что это может означать (27.02.2024) Лотерея по телефону: всегда выигрывает мошенник (27.02.2024) «Мама, я в беде! Срочно вышли денег» (21.02.2024) Как сохранить печень здоровой? (14.02.2024) Как нас могут ограбить с помощью SMS-сообщения? (13.02.2024) Телефонное мошенничество и персональные данные (07.02.2024) Телефонное мошенничество: предупрежден, значит вооружён (30.01.2024) «Открой мне тишь своих библиотек» или чтение как лекарство (17.01.2024) Как победить тревогу (11.01.2024) Гипертония – один из самых опасных врагов человека (28.12.2023) Как выбрать подарок для пожилого человека? (25.12.2023)

Ещё

Рубрики и метки


Поддержка и партнеры