Юрий Любимов. Неюбилейное

Понедельник, 27.06.2011, 01:49:00

43 года руководить самым популярным театром страны и в 93 года хлопнуть дверью, сообщив, что наберет антрепризу, - вот это мы понимаем. Режиссер с мировым именем, переживший славу, гонения, эмиграцию, - не выдержал склоки из-за денег. Да, это было поколение гигантов. Немногие продержались так долго. Высоцкий, Филатов, поэт и драматург Андрей Вознесенский ушли. Но еще продолжаются Алла Демидова, Валерий Золотухин. Звезды нашей молодости владели не усадьбами, а судьбами: они владели нашими душами  

43 года руководить самым популярным театром страны и в 93 года хлопнуть дверью, сообщив, что наберет антрепризу, - вот это мы понимаем. Режиссер с мировым именем, переживший славу, гонения, эмиграцию, - не выдержал склоки из-за денег. Да, это было поколение гигантов. Немногие продержались так долго. Высоцкий, Филатов, поэт и драматург Андрей Вознесенский ушли. Но еще продолжаются Алла Демидова, Валерий Золотухин. Звезды нашей молодости владели не усадьбами, а судьбами: они владели нашими душами >>

Да, а еще кстати, на 62-м году жизни родить сына. Но теперь – 15 июля 2011 года Юрий Любимов навсегда покинет основанную им «Таганку». Об этом он сообщил в интервью ИТАР-ТАСС:
"Я отрабатываю до конца сезона, а с 15 июля ухожу в отпуск. Ухожу навсегда".
Юрий Любимов напомнил, что прошение об отставке в письменном виде подал в департамент по культуре правительства Москвы еще год назад. Тогда это дошло до руководства страны, которое попросило художественного руководителя театра поработать. "И я честно продержался год, - подтвердил он. - Но нет условий для работы. Я ухожу, тем более, после такого демарша".
Любимов не скрывает, что сложная ситуация "пару лет назад до крайности обострилась". Однако случившееся на гастролях в Чехии переполнило чашу терпения.
Артисты по сути сорвали репетицию в Праге, которая проходила в жанре мастер-класса, организованного для чешских коллег. "Был мастер-класс, студенты, профессора, журналисты. Артисты труппы ультимативно потребовали выдачи гонорара, едва не сорвав репетицию, - рассказал Любимов. - Чтобы избежать жуткого скандала и позора за границей, я отдал им деньги. Хотя традиционно гонорары выплачиваются после сыгранного спектакля, к тому же все актеры еще в Москве получили "суточные". Но они тут же бросились делить ассигнованную сумму, на что ушло немало времени".
"С этими людьми, которые не умеют себя вести, тем более за границей, пускаются на шантаж и бунт, я больше работать не буду", - повторил знаменитый режиссер фразу, высказанную им еще в Праге. Как выяснилось, заявление для ИТАР-ТАСС, сделанное Любимовым по горячим следам, не было скоропалительным и продиктованным эмоциями: "Я не рассердился и не обиделся. Я принял твердое решение: больше я с этой труппой не работаю".
"Чтобы держать уровень, нужно каждый день репетировать. Мы не можем опуститься ниже планки, к которой привык зритель "Таганки". А артисты не желают этого понимать: они хотят меньше работать - больше получать", - высказал свои претензии Любимов.
Относительно собственного будущего у театрально мэтра нет опасений. "Я могу работать в любом полушарии. Предложений ставить спектакли у меня достаточно. Захочу - наберу антрепризную труппу", - поделился он своими планами.
"В понедельник, 27 июня, я поинтересуюсь в департаменте по культуре, почему они не оформляют мою отставку. Я отслужил год, как и обещал. Если в департаменте хотят, чтобы я работал, надо найти форму реорганизации театра", - заявил Любимов, который является сторонником жесткой контрактной системы. Он также заверил, что не намерен вступать в судебные тяжбы с Театром на Таганке. "Мне полагаются авторские, и я их получаю", - пояснил Любимов.
За свою долгую творческую жизнь 93-летний мастер неоднократно переживал предательство. "Когда-то меня выгнало государство, а теперь довели артисты", - сказал руководитель "Таганки". Вспомнил он и об истории разделения театра и с горечью посетовал, что особенно больно, когда предают ученики.
"Зачем мне работать с такой труппой? В конце концов, чего на свете не бывает, - и мужья с женами разводятся. Я свободный человек. А "Таганка" кончена", - резюмировал Юрий Любимов.

Биографическая справка


Юрий Петрович Любимов — актер, театральный режиссер, создатель и художественный руководитель Театра на Таганке — родился 30 сентября 1917 года в городе Ярославле. По отцовской линии он происходит из крестьян. Отец был сильной и независимой личностью. Женившись вопреки воле родителей на цыганке, он перевез семью в Ярославль и работал в одной из торговых фирм. Мать получила педагогическое образование и стала учительницей.
В 1922 году семья переехала в Москву. С началом репрессий под арест попадают мать и отец, а Юрий, его старший брат и младшая сестра становятся детьми «лишенцев» (тех, кто был лишен гражданских прав) и носят родителям передачи вплоть до их освобождения. Семья в сложившейся ситуации выстояла, никто ни от кого не «отказался». Приехал в Москву и выброшенный из собственного дома раскулаченный дед. 
Родители были страстными библиофилами, приобщали детей и к театру. Первые театральные впечатления Ю. Любимова связаны с «Синей птицей» и «Горем от ума» во МХАТе, видел он и знаменитые спектакли Мейерхольда «Лес», «Ревизор», а затем и «Даму с камелиями». Но как выходцу из непролетарской семьи ему пришлось оставить школу и поступить в электромеханический техникум (находившийся на Таганской площади, недалеко от того места, где сегодня расположен Театр на Таганке). Одновременно он занимался в хореографической студии, где учили по методу Айседоры Дункан.
В 1934 году Ю. Любимов был принят в студию при МХАТ-2. Уже через год на сцене этого театра в спектакле «Мольба о жизни» Ж. Деваля сыграл свою первую эпизодическую роль. В этом спектакле, поставленном И. Берсеневым и оформленном В. Фаворским, играли С. Гиацинтова, И. Берсенев, С. Образцов… Но «Мольбе о жизни», несмотря на шумный успех, суждено было стать последним спектаклем МХАТ-2. В русле начавшейся кампании по борьбе с формализмом 27 февраля 1936 г. театр был закрыт.
В 1936 году Ю. Любимов поступил в училище при Театре им. Евг. Вахтангова и сразу же был введен на одну из эпизодических ролей в легендарную «Принцессу Турандот». Через год сыграл небольшую роль Связиста на одной сцене с Б. Щукиным в спектакле «Человек с ружьем» Н. Погодина (реж. Р. Симонов). Именно в этой роли на Ю. Любимова и обратил внимание В. Э. Мейерхольд и попросил Р. Симонова представить ему молодого актера. Встреча эта состоялась. В этом же 1937 году студент Ю. Любимов присутствовал на нескольких репетициях Мейерхольда, работавшего над «Борисом Годуновым» А. С. Пушкина.
В 1940 году окончил театральное училище и был призван в армию.
С 1941 по 1946 год он служит в Ансамбле песни и пляски НКВД, организованном для поддержания духа войск. Программы для Ансамбля ставили С. Юткевич, Р. Симонов, Н. Охлопков, танцы — К. Голейзовский, музыку и песни писал Д. Шостакович, тексты Н. Эрдман и М. Вольпин, руководил актер М. Тарханов. Вместе с Ансамблем Ю. Любимов прошел через всю войну, выступая в роли конферансье, читая поэмы и разыгрывая интермедии порой в непосредственной близости от передовой. Ю. П. Любимов награжден Орденом Великой Отечественной Войны II степени (1996 г.) и медалями.
После демобилизации Ю. Любимов вернулся в Театр им. Евг. Вахтангова и был зачислен в его труппу. На сцене этого театра с 1946 по 1964 год он сыграл свыше 30 ролей в спектаклях, поставленных Б. Захавой, Р. Симоновым, Н. Охлопковым. В 1951 году Юрий Любимов принимает от Рубена Симонова творческую эстафету его «звездных ролей» — Сирано («Сирано де Бержерак» Э. Ростана, постановка 1942 г.), в 1952 году — роль Бенедикта («Много шума из ничего» У. Шекспира, постановка 1936 г.). На сцене вахтанговского театра играет Треплева («Чайка» А. Чехова, 1954 г.), одну из самых загадочных ролей мирового репертуара, первым исполнителем которой в легендарном спектакле МХТ был молодой В. Мейерхольд.
Параллельно с работой в театре с 1941 г. много снимается в кино.  В 1975 году Ю. Любимов сыграл центральную роль в телевизионном фильме-спектакле А. Эфроса «Всего несколько слов в честь господина де Мольера». Всего у Юрия Любимова более двух десятков киноролей.
Первый режиссерский опыт Ю. Любимова относится к 1959 году: на вахтанговской сцене он поставил пьесу А. Галича «Много ли человеку надо». Два года Ю. Любимов посещает семинары любимого ученика К. С. Станиславского, актера и режиссера М. Кедрова, а затем становится преподавателем Театрального училища им. Б. Щукина.
В 1963 году за шесть месяцев работы со студентами третьего курса он поставил спектакль «Добрый человек из Сезуана» Б. Брехта, показанный на учебной сцене Щукинского училища и ставший выдающимся явлением театральной жизни. Постановка потрясала, имела ошеломляющий успех, и резонанс был настолько велик, что усилия всех, кто включился в поддержку свежего начинания, не пропали даром. В результате Юрию Любимову было предложено возглавить Театр драмы и комедии, располагавшийся на Таганской площади и влачивший тогда жалкое существование. После долгих проволочек разрешили взять в труппу выпускников курса и снять спектакли прежнего репертуара театра.
Через год, 23 апреля 1964 года, спектаклем «Добрый человек из Сезуана» в Москве открылся новый театр — Театр на Таганке. С этого момента начинается стремительный и мощный режиссерский взлет Юрия Любимова.
Он в Театре на Таганке около 50 спектаклей. С момента рождения театр стал «островом свободы в несвободной стране». (Н. Эйдельман). Членами художественного совета театра были выдающиеся ученые П. Капица и Н. Флеров, известные писатели и поэты А. Твардовский, Н. Эрдман, Ю. Трифонов, Б. Можаев, Ф. Абрамов, Ф. Искандер, А. Вознесенский, Е. Евтушенко, Б. Ахмадулина, Б. Окуджава; театральные критики Б. Зингерман, К. Рудницкий и А. Аникст; композиторы А. Шнитке и Э. Денисов, кинорежиссеры С. Параджанов и Э. Климов.
К середине семидесятых годов Таганка заслужила международную славу. Ж. Вилар посещал Театр на Таганке и дал очень высокую оценку его стилю и эстетике. На Международном театральном фестивале «БИТЕФ» в Югославии (1976 г.) спектакль «Гамлет» в постановке Ю. Любимова с В. Высоцким в главной роли был удостоен Гран-при. Первую премию Ю. Любимов получает и на II Международном театральном фестивале «Варшавские театральные встречи» (1980 г.).
В 1975 году на сцене миланского театра «Ла Скала» он поставил свой первый оперный спектакль «Под жарким солнцем любви» Л. Ноно. С тех пор Ю. Любимовым поставлено около 30 новаторских оперных спектаклей на лучших сценах мира: миланской «Ла Скала», парижской Гранд Опера, лондонского театра Ковент Гарден, оперных театров Гамбурга, Мюнхена, Бонна, Карлсруе, Штуттгарта, Цюриха, Неаполя, Болоньи, Турина, Флоренции, Будапешта, Чикаго.
В 1980 году умирает Владимир Высоцкий. Театр готовит спектакль памяти легендарного артиста и поэта. Этот спектакль власти запрещают. В 1982 году запрещают и следующую постановку Ю. Любимова — «Борис Годунов» А. С. Пушкина. С запретами театр встретился не впервые. Раньше, в 1968 году, был запрещен спектакль «Живой» Б. Можаева, в 1970 году спектакль «Берегите ваши лица» А. Вознесенского был запрещен уже после премьеры и прошел только три раза.
К 1983 году в театре складывается невыносимая ситуация: запрещены не только подряд два новых спектакля, но и репетиции «Театрального романа» М. Булгакова. По приглашению Ассоциации Великобритания — СССР Юрий Любимов выезжает в Англию для постановки «Преступления и наказания» Ф. Достоевского в лондонском театре Лирик. После ряда интервью западным журналистам в марте 1984 года Ю. П. Любимова освобождают от должности художественного руководителя созданного им Театра на Таганке, затем последовал указ Президиума Верховного Совета СССР от 11 июля 1984 года за подписью К. Черненко о лишении Юрия Любимова советского гражданства. Само имя его не только снимают со всех афиш и программок Театра на Таганке, но даже упоминание о нем ставят под запрет.
За годы вынужденной эмиграции Юрий Любимов много работал на Западе. Его постановки «Преступления и наказания» в Австрии, Англии, США и Италии удостоены высших театральных премий, «Бесы» в исполнении лондонского театра «Альмида» гастролировали по всей Европе, в том числе в парижском Театре Европы по приглашению Джорджо Стрелера. По приглашению Ингмара Бергмана в Стокгольмском Королевском драматическом театре Любимов поставил «Пир во время чумы» А. С. Пушкина (1986 г.) и «Мастера и Маргариту» М. Булгакова (1988 г.).
С изменением политической ситуации в стране стало возможным возвращение Ю. П. Любимова в Россию. В мае 1988 года Юрий Любимов приехал в Москву, и приезд его стал одним из важнейших событий общественной жизни — по праву он был воспринят как подлинное торжество справедливости. Любимов восстановил запрещенного прежде «Бориса Годунова», тогда же был восстановлен и спектакль «Владимир Высоцкий». В 1989 году состоялась премьера «Живого» Б. Можаева — через 21 год после запрета постановки. В том же году Ю. П. Любимову вернули советский паспорт, а его имя как художественного руководителя и постановщика спектаклей спустя шесть лет вновь появилось на афишах Таганки.
После возвращения Мастера в страну на Таганке им были поставлены спектакли: «Пир во время чумы» А. С. Пушкина (1989 г.), «Самоубийца» Н. Эрдмана (1990 г.), «Электра» Софокла (1992 г.), «Живаго. (Доктор)» Б. Пастернака (1993 г.), «Медея» Еврипида (1995 г.), «Подросток» Ф. М. Достоевского (1996 г.), в котором уверенно заявили о себе принятые в труппу выпускники набранного Ю. Любимовым в 1990 году нового актерского курса Щукинского училища.
С 1997 года Любимов сознательно отказывается от ряда контрактов на Западе, решив целиком посвятить себя только своему театру. Спектакли словно помолодели, а к Таганке пришло второе дыхание. В 1997 году создатель Театра на Таганке отметил свое восьмидесятилетие премьерой спектакля «Братья Карамазовы» Ф. М. Достоевского. 11 декабря 1998 года премьерой «Шарашки» по роману «В круге первом» был отмечен 80-летний юбилей А. И. Солженицына. А месяцем раньше этого же года была показана премьера «Марат и маркиз де Сад» П. Вайса. В 1999 году к 35-летию театра Юрий Любимов поставил с молодыми актерами новую редакцию брехтовского «Доброго человека из Сезуана», ставшего символом легендарной Таганки.
Последовавшие затем одна за другой премьеры — спектакли «Хроники» У. Шекспира, «Евгений Онегин» А. С. Пушкина и «Театральный роман» М. Булгакова в 2000 году и новая редакция «Живаго (Доктор)» Б. Пастернака и «Сократ/Оракул» К. Кедрова и Ю. Любимова в 2001 году — стали ярким событием как для традиционных таганских зрителей, сохраняющих верность театру Юрия Любимова на протяжении десятилетий, так и для нового поколения театралов.
Разработавший собственную систему воспитания актеров, Юрий Любимов проводит мастер-классы и за рубежом. Лишь в Италии он работал с актерами в Риме, Милане, Болонье, Турине, Аквиле, Неаполе…
Жена Юрия Петровича Любимова, Каталин, журналистка из Венгрии. Она сознательно отказалась от личной карьеры, и вот уже почти четверть века помогает Любимову во всех его начинаниях, став ему надежной опорой в радостях и тревогах.
Их сыну Петру 30 лет. Он учился в Израиле, аттестат зрелости получил в Кембридже, прошел стажировку в Италии, закончил учебу в английском университете. Сейчас работает в России.

Из интервью журналу «Люди»

Любимов – сыну: «1984 г., 16 июля. В этот день, Петя, стал я человеком без гражданства. Пришла итальянская полиция. Сообщила, что звонил советский консул Турина, настойчиво просил позвонить. Сухо, твердо довел до моего сведения указ о лишении гражданства СССР. Потребовал встречи и сдачи паспорта. Оставлю как сувенир, а потом посмотрим, что будет через год-два. Спросил, кем же вы меня сделали: грузином, таджиком, французом. Я как был русским, так и остался. Совсем распоясались после смерти Андропова. «В России нет закона, есть столб, а на столбе корона. А.С. Пушкин». Вот и закончилась двадцатилетняя борьба с обалдевшим советским правительством».
Свои записки Любимов начал писать, чтобы успеть лично рассказать сыну о каких-то важных событиях в своей жизни, – ведь Петр появился на свет, когда режиссеру шел шестьдесят второй год. «Я не думал, что я буду так долго жить. Я все искал форму книги, чтобы ребенок смог прочесть. Очень хотелось, чтобы он вспоминал отца, хотя бы через эти записки», – сам же пояснит Юрий Петрович свое решение начать вести дневник.

- Вас позвали обратно в родной театр в 1989-м. Почему семья не вернулась вместе с вами?
Любимов: «Они тогда приехали со мной. Но начался горбачевский период, потом – хаос царя Бориса, да еще разгорелись эти глупые страсти вокруг раздела театра. Поэтому я сам сказал Катерине и сыну: «Вам сейчас лучше уехать». На что они, надо сказать, охотно согласились. Катерина присоединилась ко мне, когда ситуация была уже не такой критической. Петр ждал дольше…»
– А сейчас что его сподвигло перебраться в Москву?
Любимов: «Он понимает, что папа стал старый, что надо быть поближе к нему. Хотя, конечно, первые месяца три ему пришлось очень тяжело – он ведь воспитывался совсем в другой обстановке, учился в Англии, потом осел на какое-то время в Италии. Но я ему сказал: «Привыкай жить в экстремальных условиях». Петр свободно говорит и читает на русском, английском, венгерском, итальянском и иврите. Знание пяти языков да еще высшее образование ему очень помогают. Как-никак фундамент – достойный».
– Чем занимается Петр?
Любимов: «Как это у них называется? Маркетинг, кажется. Или что-то в этом роде, не помню. Одним словом, работает в иностранной фирме».
– А жена Каталин?
Любимов: «Она мне тут, в театре, помогает – я ее называю моим «министром иностранных дел». Ведь Катя тоже знает несколько иностранных языков. Но – заметьте – за свою работу она не получает ни копейки. Конечно, обижается, но в данном случае я категоричен».
– За что вы ее так?
Любимов: «Не хочу, чтобы ходили разговоры: мол, жена в театре работает, у других сотрудников кусок хлеба отнимает. Хотя многие капиталисты поступают именно так. Пусть считают меня старомодным, я буду делать по-своему».
– Какие обязанности возложены на Каталин как на «министра иностранных дел» своего мужа?
Любимов: «Например, когда в театр приезжал Владимир Путин, она готовила все угощения, накрывала стол».
– По какому поводу Владимир Владимирович пожаловали?
Любимов: «Спектакль посмотреть. «Высоцкий». Конечно, нас за несколько дней предупредили, что будет президент. Но не для того, чтобы устроить здесь потемкинские деревни, – на это ни времени нет, да и ни к чему такая показуха. Просто проинформировали. Еще с утра охрана проверила все здание. Владимир Владимирович посмотрел спектакль, потом зашел в гримерку Высоцкого. А после экскурсии оставил свой автограф в этом самом кабинете: «Не время и не пространство, один восторг – это Таганка». Катя угостила его блинами с икрой, а я предложил рюмку своей фирменной грушовки».
– Выпил?
Любимов: «Конечно. Сказал, что замечательный напиток".

«НП» – ИТАР-ТАСС – http://www.lubimov85.ru/bio/ - peoples.ru
Фото: ИТАР-ТАСС
 

Рубрика:
Календарь

Быстрая навигация: На главную

Похожее

Как с возрастом меняется отношение к домашней технике

Четверг, 25.04.2024, 17:06:05,

20 апреля в России отмечается День донора

Пятница, 19.04.2024, 10:38:30,

Варикоз – эта патология поражает не только вены ног

Пятница, 19.04.2024, 09:42:03,

Как правильно поставить цель, чтобы продлить себе жизнь

Среда, 17.04.2024, 10:38:18,

«В Москву?..»

Воскресенье, 14.04.2024, 10:24:03,

С Днём космонавтики!

Пятница, 12.04.2024, 08:44:11,

11 апреля в России отмечают День домашних животных

Четверг, 11.04.2024, 11:57:12,

Почему мы так ждём весенних солнечных дней?

Среда, 10.04.2024, 12:16:13,

Правда о раке щитовидной железы: можно ли избежать и как распознать на ранней стадии

Пятница, 05.04.2024, 12:34:42,

Смехотерапия – лечение без побочных эффектов

Четверг, 04.04.2024, 12:07:13,

Сердечно-сосудистые заболевания весной. Советы врача

Понедельник, 01.04.2024, 14:32:39,

1 апреля: шутки в сторону! Время поговорить о смехе серьёзно

Понедельник, 01.04.2024, 11:34:55,

Ещё Рубрика

Советские песни

00:00:00

Фотогалереи

Эксклюзивы

Как с возрастом меняется отношение к домашней технике (25.04.2024) 20 апреля в России отмечается День донора (19.04.2024) Варикоз – эта патология поражает не только вены ног (19.04.2024) Как правильно поставить цель, чтобы продлить себе жизнь (17.04.2024) 11 апреля в России отмечают День домашних животных (11.04.2024) Правда о раке щитовидной железы: можно ли избежать и как распознать на ранней стадии (05.04.2024) Смехотерапия – лечение без побочных эффектов (04.04.2024) Сердечно-сосудистые заболевания весной. Советы врача (01.04.2024) 1 апреля: шутки в сторону! Время поговорить о смехе серьёзно (01.04.2024) Весенняя астения: пришла весна, да не для всех красна… (26.03.2024) Не все интернет-магазины одинаково полезны. Хитрые схемы и ловушки фальшивых сайтов (19.03.2024) Вы уверены, что слышите голос друга? А может быть это мошенник! (15.03.2024) 8 марта: время сказать спасибо всем девочкам любого возраста за то, что они есть (06.03.2024) Советы гериатра: как порадовать подарком любимую бабушку (05.03.2024) На "Госуслугах" вас ждёт... мошенник. Разве это возможно? (04.03.2024) Как избавиться от храпа? (04.03.2024) Что делать если кружится голова и что это может означать (27.02.2024) Лотерея по телефону: всегда выигрывает мошенник (27.02.2024)

Ещё

Рубрики и метки


Поддержка и партнеры