Стихи нашего детства. С.Я.Маршак."Почта"

Понедельник, 23.07.2012, 17:12:00

Старые детские стихи. С каким талантом и любовью написаны они. Предлагаем Вашему вниманию стихотворения С.Я Маршака " Почта" (1927г.) и "Почта военная" (1943г), а также (ниже) предлагаем Вам материалы об этих стихотворениях : краткая заметка С.Я.Маршака о "Почте военной" и фрагмент из " Заметок о детских стихах С. Маршака" Александра Ивича, о Маршаке и Б.Житкове из дневников Е.Шварца. Искренне надеемся, что это чтение будет для Вас интересным и приятным.  

Старые детские стихи. С каким талантом и любовью написаны они. Предлагаем Вашему   вниманию стихотворения С.Я Маршака " Почта" (1927г.) и "Почта военная" (1943г), а также  (ниже)  предлагаем Вам материалы об этих стихотворениях : краткая заметка С.Я.Маршака  о "Почте военной"  и фрагмент  из " Заметок о детских стихах С. Маршака" Александра Ивича. .  Искренне надеемся, что это чтение будет для Вас интересным и приятным. 

     

С.Я. Маршак

Почта (Борису Житкову) 

Кто стучится в дверь ко мне
С толстой сумкой на ремне,
С цифрой 5 на медной бляшке,
В синей форменной фуражке?
Это он,
Это он,
Ленинградский почтальон.
У него сегодня много
Писем в сумке на боку,-
Из Ташкента, Таганрога,
Из Тамбова и Баку.
В семь часов он начал дело,
В десять сумка похудела,
А к двенадцати часам
Всё разнёс по адресам.

- Заказное из Ростова
Для товарища Житкова!
- Заказное для Житкова?
Извините, нет такого!
В Лондон вылетел вчера
В семь четырнадцать утра.

Житков за границу
По воздуху мчится -
Земля зеленеет внизу.
А вслед за Житковым
В вагоне почтовом
Письмо заказное везут.

Пакеты по полкам
Разложены с толком,
В дороге разборка идёт,
И два почтальона
На лавках вагона
Качаются ночь напролёт.
Открытка - В Дубровку,
Посылка - В Покровку,
Газета - В Ростов-на-Дону.
Письмо - В Бологое.
А вот заказное
Поедет в чужую страну.

Письмо само
Никуда не пойдёт,
Но в ящик его опусти -
Оно пробежит,
Пролетит,
Проплывёт
Тысячи вёрст пути.

Нетрудно письму
Увидеть свет:
Ему не нужен билет.
На медные деньги
Объедет мир
Заклеенный
Пассажир.

В дороге оно
Не пьёт и не ест
И только одно
Говорит:
- Срочное.
Англия. Лондон.
Вест, 14, Бобкин-стрит.

Бежит, подбрасывая груз,
За автобусом автобус.
Качаются на крыше
Плакаты и афиши.
Кондуктор с лесенки кричит:
- Конец маршрута. Бобкин-стрит!

По Бобкин-стрит, по Бобкин-стрит
Шагает быстро мистер Смит
В почтовой синей кепке,
А сам он вроде щепки.

Идёт в четырнадцатый дом,
Стучит висячим молотком
И говорит сурово:
- Для мистера Житкова.
Швейцар глядит из-под очков
На имя и фамилию
И говорит: - Борис Житков
Отправился в Бразилию.

Пароход отойдет
Через две минуты.
Чемоданами народ
Занял все каюты.

Но в одну из кают
Чемоданов не несут.
Там поедет вот что:
Почтальон и почта.

Под пальмами Бразилии,
От зноя утомлён,
Бредёт седой Базилио,
Бразильский почтальон.

В руке он держит странное,
Измятое письмо.
На марке - иностранное
Почтовое клеймо.

И надпись над фамилией
О том, что адресат
Уехал из Бразилии
Обратно в Ленинград.

Кто стучится в дверь ко мне
С толстой сумкой на ремне,
С цифрой 5 на медной бляшке,
В синей форменной фуражке?
Это он,
Это он,
Ленинградский почтальон!
Он протягивает снова
Заказное для Житкова.
- Для Житкова?
Эй, Борис,
Получи и распишись!

Мой сосед вскочил с постели:
- Вот так чудо в самом деле.
Погляди, письмо за мной
Облетело шар земной,
Мчалось по морю вдогонку,
Понеслось на Амазонку.
Вслед за мной его везли
Поезда и корабли.
По морям и горным склонам
Добрело оно ко мне.

Честь и слава почтальонам,
Утомлённым, запылённым,
Слава честным почтальонам
С толстой сумкой на ремне!

 ***

         

С.Я. Маршак. Почта военная

- 1 -

Кто стучится в дверь ко мне
С толсти сумкой на ремне?
С цифрой 5 на медной бляшке,
В старой форменной фуражке?
Это - он,
Это - он,
Ленинградский почтальон!

С ним я встретился по-братски,
И узнал я с первых слов,
Что земляк мой ленинградский,
В общем, весел и здоров.

Уцелел со всем семейством.
Горе нынче позади.
И медаль с Адмиралтейством
На его блестит груди.

Он - защитник Ленинграда,
И не раз на мостовой
Он слыхал полет снаряда
У себя над головой.

Но походкою спокойной,
Как и двадцать лет назад,
Он обходит город стройный,
Город славы - Ленинград.

- 2 -

Кто стучится в дверь ко мне
С толстой сумкой на ремне?
С цифрой 5 на медной бляшке,
В старой форменной фуражке?
Это - он,
Это - он,
Ленинградский почтальон!

Скоро год пойдет двадцатый,
Как со мною он знаком.
Он будил меня когда-то
Каждый день своим звонком.

Сколько раз в подъездах зданий
И под сводами ворот
Мне встречался этот ранний,
Одинокий пешеход.

Дождь стучал по крышам гулко,
Снег ли падал в тишине, -
Он шагал по переулку
С толстой сумкой на ремне.

Обходил походкой мерной
Он домов по двадцати.
Красный замок Инженерный
Был в конце его пути.

Жил со мной тогда приятель
И герой моих стихов -
Замечательный писатель
И чудак Борис Житков.

Черноморец, штурман старый,
Он объехал целый свет,
И кругом земного шара
Шло письмо за ним вослед.

Шло письмо по разным странам,
По воде и по земле
И над синим океаном
На воздушном корабле.

Облетело пояс жаркий,
Посмотрело, как живет
Не в Московском зоопарке,
А на воле бегемот.

Посмотрело, как фламинго
Чистит перья поутру,
Как бежит собака динго
За хвостатым кенгуру.

Как рабы, склоняясь низко,
Носят к пристани зерно,
А торговцы в Сан-Франциско
К рыбам шлют его на дно...

Все в наклейках и помарках
В Ленинград пришло письмо,
И на всех почтовых марках
Было разное клеймо.

Это Дублин - город Эйре,
Это - остров Тринидад,
Дарвин,
Рио-де-Жанейро,
Сан-Франциско,
Ленинград.

Кто вручил письмо Житкову?
Ну конечно, это он -
Воин армии почтовой,
Ленинградский почтальон!

- 3 -

Дети Тулы и Ростова,
Барнаула и Черкасс
Про товарища Житкова
Прочитали мой рассказ.

Но Житкова нет на свете.
А читатели мои -
Этих лет минувших дети -
На фронтах ведут бои.

К ним идет письмо без марки
Сквозь огонь и град свинца,
И дороже, чем подарки,
Строчки писем для бойца.

Эти письма - словно стая
Белых, синих, серых птиц -
Со всего родного края,
Из поселков и станиц.

Пишут матери и жены,
Пишут дети в первый раз.
Шлют приветы и поклоны
Все, кто дороги для нас.

Почтальоны возят вести
По дорогам фронтовым,
И лежат в их сумках вместе
Письма к павшим и живым.

С каждой нашею победой,
С каждым новым днем войны
Письма дальше, дальше едут -
К рубежам родной страны.

И случиться может снова,
Что придет письмо в Берлин
Для товарища Житкова,
Не для прежнего - другого
(У него на фронте сын).

- 4 -

Где вчера кипела схватка,
Стлался дым пороховой, -
Там раскинута палатка
Нашей почты полевой.

Снова слышен русский говор,
И гармоника поет,
И бойцам советским повар
Щи и кашу раздает.
По дорогам Украины
Меж садов, баштанов, хат
В бой идут бронемашины
И повозки тарахтят.

По следам кровавым боя
Едут письма, и порой
Отдает письмо герою
Письмоносец - сам герой.

По лесам и горным склонам,
По тропинкам потаенным
Ходит почта на войне.

Слава честным почтальонам,
Полковым и батальонным.
Слава честным почтальонам
С толстой сумкой на ремне!

- 5 -

В далеком южном городке
С утра пылает зной,
А снег на склонах вдалеке
Сияет белизной.

Под темной зеленью ветвей
В саду среди двора
Шумит ручей, а у детей
Весь день идет игра.

Какие игры у детей?
Они ведут войну,
Они форсируют ручей,
И враг у них в плену.

Во двор заходит почтальон,
Обходит все дома,
П слышит он со всех сторон:
- А нет ли нам письма?

- Вам не успели написать.
Сегодня письма есть
В квартиру номер двадцать пять
И номер двадцать шесть!

- Мы из квартиры двадцать шесть.
Письмо отдайте нам!
- А вы сумеете прочесть?
- Сумеем по складам!

Бегут с высокого крыльца
Ребята за письмом.

- Письмо Петровым от отца! -
Молва идет кругом.

Не рассказать, как был бы рад
Взглянуть издалека
На этот дом и этот сад
Петров - герой полка.

Вот здесь во флигеле он жил,
Где тополь под окном.
Здесь во дворе он и служил -
На складе нефтяном.

Здесь на крыльце с детьми, с женой,
Усевшись на ступень,
Встречал он день свой выходной,
Последний мирный день...

Где он? Воюет, если жив.
А может, пал в бою,
За близких голову сложив,
За Родину свою.

Кто знает!.. Письма говорят
О том, что был здоров
Недели ари тому назад
Сержант Сергей Петров...

- 6 -

Сын письмо писал отцу
И поставил точку.
Дочка тоже к письмецу
Приписала строчку.

Много дней письму идти,
Чтоб дойти до цели.
Будут горы па пути,
Гулкие туннели.

Будет ветер гнать песок
За стеклом вагона.
А потом мелькнет лесок,
Садик станционный.

А потом пойдут поля
И леса густые,
Пашен черная земля -
Средняя Россия.

Через всю пройдут страну
Два листка в конверте
И приедут на войну,
В край огня и смерти.

Привезет на фронт вагон
Этот груз почтовый.
Там получит почтальон
Свой мешок холщовый.

И помчит грузовичок
Этот серый, плотный,
Полный письмами мешок
В Энский полк пехотный.

Долог путь от городка
У границ Китая
До пехотного полка
На переднем крае...

- 7 -

На одной из станций
Вместе
Ожидали поездов
Запечатанные
Вести
Из десятков городов.

И шептались меж собою
Груды писем:
- Вам куда?
- В Киров.
- Горький.
- Боровое.
- Кзыл-Орда.
- Караганда.

Так болтали до погрузки
Письма в сумках и метках
По-казахски, и по-русски,
И на прочих языках.

Говорить они не могут -
Не слышны их голоса.
Но за письма всю дорогу
Говорят их адреса.

Знают письма и открытки
Город, улицу, район.
Знают номер той калитки,
Что откроет почтальон...

Но не названы квартиры,
Не указаны дома,
Где бойцы и командиры
Ждут желанного письма.

Станет поезд ночью где-то...
- Выходи, ребята! Фронт!
Точно молнии, ракеты
Освещают горизонт.

Слышен рокот самолета.
Эго вражий или наш?
Что там ждать! Давай работай,
Выгружай скорей багаж!..

По лесам и горным склонам,
По тропинкам потаенным
Ходит почта на войне.

Слава честным почтальонам,
В жарких битвах закаленным.
Слава честным почтальонам
С толстой сумкой на ремне!

- 8 -

Человек он незаметный -
Ротный почтальон,
Но почти что кругосветный
Путь проходит он.

Через поле до траншеи
Сотни три шагов,
Да намного путь длиннее
Под огнем врагов.

Над тобою тонко-тонко
Пули засвистят.
На пути твоем воронку
Выроет снаряд.

Под огнем идешь - не мешкай.
Гибнуть не расчет.
Где ползком, где перебежкой
Движешься вперед.

Ближе падают снаряды.
Столб земли, огня...
Рвут поводья у ограды
Два гнедых коня.

Почтальон коней руною
Треплет по спине.
"Вам, мол, тоже нет покою,
Кони, на войне!"

И пошел... Вдруг туча пыли
Замутила свет.
Там, где кони прежде были,
И следа их нет.

Не остыло на ладони
Конское тепло...
Будто вас, гнедые кони,
Бурей унесло!

Через поле до траншеи
Сотни три шагов,
А насколько путь длиннее
Под огнем врагов!

- 9 -

Вот в траншею адресата
Входит почтальон.
Свой ремень молодцевато
Поправляет он.

Все кричат ему: - Здорово! -
Рады от души.
- Нет ли здесь у вас Петрова?
Ну, сержант, пляши!

Жарко нынче, точно в бане,
Некогда читать.
Да с таким письмом в кармане
Легче воевать!

- 10 -

С каждой нашею победой,
С бою взятой у врагов,
Письма дальше, дальше едут
От родимых очагов.

От бойцов не отставая,
Шаг за шагом, день за днем
Едет почта полевая,
Пробираясь под огнем...

По лесам и горным склонам,
По тропинкам потаенным
Ходит почта на войне.

Слава честным почтальонам,
Полковым и батальонным.
Слава честным почтальонам
С толстой сумкой на ремне!

 ***

Из примечаний С.Я.Маршака  к "Почте" 

В письме к Д. Балашову Маршак объясняет некоторые изменения в тексте:
"В новом издании книжки "Почта" (Вы ошибочно называете ее "Письмом") я давноуже хотел восстановить берлинского почтальона. Во время войны редакция егоисключила, а потом механически переиздала эти стихи.Что касается "седого Базилио", то тут Ваше замечание явнонесправедливо. "Дон Базилио" был заменен "седым Базилио" не изсентиментальности и отнюдь не из "ханжества", а только потому, что прип ереиздании книги я узнал, что в Бразилии (единственной из стран Латинской
Америки) говорят не по-испански, а по-португальски, и поэтому там нет приставки "дон". (Источник:"ПРОИЗВЕДЕНИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ.СКАЗКИ. ПЕСНИ. ЗАГАДКИ.ВЕСЕЛОЕ ПУТЕШЕСТВИЕ ОТ "А" ДО "Я".СТИХИ РАЗНЫХ ЛЕТ.ПОВЕСТИ В СТИХАХ".Подготовка текста и примечания В. И. Лейбсона)

       С.Я.Маршак о "Почте военной"

Каждый из нас - литераторов, пишущих для детей, - нередко встречается со своими читателями. Эти встречи почти всегда остаются у нас в памяти, но бывают среди них такие, которые мы храним в душе особенно бережно.
Лет десять тому назад мне довелось встретиться с читателями в самой неожиданной обстановке. Это было на сеновале в жаркий летний день. Плотным кольцом окружали меня мои слушатели. Все было так привычно и знакомо. Внимательные и серьезные глаза, сдержанный смех, шутливые и меткие замечания.
Но происходило это не в пионерском лагере, не на даче, а на фронте, и слушали меня не дети, а молодые бойцы во время короткого и неверного досуга между боями. Мне было странно, что под гудение самолетов, под бухание артиллерийских орудий, хоть и отдаленное, но довольно явственное, можно с таким живым интересом слушать стихи. Сначала я читал стихи для взрослых, все больше на военные темы, - мне казалось, что именно это интересно и нужно моим слушателям.
Но вот один из них слегка откашлялся и сказал застенчиво:
- А не можете ли вы прочитать нам какую-нибудь из ваших сказок. Ведь мы их с малых лет знаем.
Его сразу поддержало несколько голосов.
И я с волнением принялся читать этим взрослым людям, несущим такое тяжелое бремя повседневного военного труда и ежеминутной опасности, веселые и беспечные строчки, которые, может быть, потому и понадобились им сейчас, что напоминали о доме, о летнем лагере, о детстве, о юности, из которой они, в сущности, еще так недавно вышли.
Я был рад, что мог доставить им несколько минут отдыха, а они щедро вознаградили меня, навсегда оставив в моей памяти этот летний день во всей его неповторимой и простой значительности.
А заодно они подарили мне тему для нового рассказа в стихах - "Почта военная". Написать этот рассказ я обещал военным почтальонам, которые горько жаловались на то, что обо всех, дескать, писатели вспоминают - о летчиках, танкистах и саперах, о пехоте и об артиллерии - и только их, военных почтальонов, всегда забывают. А если и вспомнят, то чаще всего бранят, - ведь всякую почту принято бранить.
Я покинул моих слушателей взволнованный и растроганный, мне казалось, что я провел этот день среди людей, с которыми не расставался с самого их детства. Они были все те же. Та же веселая серьезность, та же готовность щедро и горячо сочувствовать всему хорошему, человечному и стеной стоять за справедливость.

Источник:
Маршак С. Собрание сочинений в 8 томах. Т. 6. - М.: Художественная литература, 1971. С. 330-331.

Примечания
Почта военная. - Впервые в "Литературной газете", 1952, № 66, 31 мая.
В период Великой Отечественной войны С.Я. Маршак трижды выезжал на фронт. В архиве хранится удостоверение, выданное Политическим отделом 7-й Стрелковой дивизии:"Поэт С.Я. Маршак находился в 7-й Стрелковой дивизии Действующей Армии с 20 сентября по 24 сентября 1941 г.После проведения политработы в частях и подразделениях тов. Маршак возвращается в город Москву".Нач. политотдела 7 СД батальонный комиссар Н. Охапкин.
Секретарь политотдела Жданов".

О второй поездке, состоявшейся в июльские дни 1942 года, рассказывает генерал П.Ф. Иванов: "По просьбе Самуила Яковлевича мы собрали солдат, выполняющих на передовой обязанности письмоносцев. С.Я. Маршак внимательно и подробно расспрашивал их, как доставляются письма, просил вспомнить различные боевые эпизоды, рассказать о чувствах бойцов, получающих вести от родных и любимых" (П.Ф. Иванов, В Пятой Армии. - Архив С.Я. Маршака). О третьей поездке, во время которой, очевидно, окончательно оформился замысел "Почты военной", см. письмо С.Я. Маршака С.М. Маршак и Я.С. Маршаку от 19 февраля 1943 года (Комментарий к I т. наст. изд., стр. 534).

 ***

 Александр Ивич. Заметки о детских стихах С. Маршака (фрагмент)

К рассказу о профессии Маршак вернулся ... в "Почте". Представление о работе почтальона поэт дает не изображением всех его действий, как в "Пожаре", и, пожалуй, даже не по основным признакам профессии, а в отдельных красочных и запоминающихся деталях, которые пробуждают фантазию читателя и заставляют его по пунктирному изображению воссоздать образы людей, стран, городов. Критики отмечали, что "Почта" построена как загадка - недаром она начинается со строк:


Кто стучится в дверь ко мне
С толстой сумкой на ремне...


Загадка - это верно. Но мне кажется, что "загадочность" не в этом внешнем приеме - ведь в той же строфе дается и отгадка ("Это он, это он, ленинградский почтальон"), а во внутреннем построении вещи, в лаконичности и как бы отрывочности деталей, по которым читатель должен воссоздать в воображении широкую картину.
... Да разве можно было бы в прозе четырьмя сотнями слов, из которых состоит стихотворение, так много рассказать и показать ребенку, дать ему полное движения, красок, эмоций представление, о путешествии письма по воздуху, на пароходе, в поезде, о профессии почтальона, о странах и городах? Читатель не только узнаёт, кто такой почтальон и что такое почта, - он ощущает огромность мира и его разнообразие.
Снова поэт проявляет доверие к фантазии малыша, для которого слово "Бразилия" оживет и расцветится, когда он узнает два признака страны - зной и пальмы. Конечно же, это загадка: по скупым деталям - автобус, дверной молоток, суровый худой почтальон и звучное название "Бобкин-стрит" - воссоздать в воображении Лондон. Не сомневайтесь - ребенок решит задачу. Пусть его первое представление о Бразилии и Лондоне будет неполным, даже фантастичным - это в его возрасте не беда, зато чужие, мертвые прежде слова обрели смысл, форму и окраску. Встретив их снова, он с живым любопытством будет вносить поправки в свое прежнее представление, дополнять его.
Когда образ, ритм, рифма рождены замыслом, в самой основе своей поэтичным, когда читатель получает  "Почту" - произведение, которое он прочтет наизусть пятилетним и будет помнить пятидесятилетним. Они остались в памяти не механически, не только потому, что ритм, подбор слов, строение фраз облегчает запоминание, но и потому, что цепь ассоциаций, образов, воспоминаний о важных переживаниях детства связана с этими стихами. Повторяя их своему сыну, бывший читатель Маршака вспомнит, что именно эти стихи родили личное, заинтересованное, связанное со множеством мыслей, открытий, фантазий отношение к почтальону или пожарному, связали прозаический, висящий на стене дома почтовый ящик с увлекательным путешествием опущенного в него письма.

И снова сюжетная перекличка. "Почта" 1927 года и "Почта военная" 1943 года.
Герой баллады - "воин армии почтовой", советский патриот, а не тот добродушный ленинградский почтальон (в сущности, родной брат пожарного Кузьмы), который проходил перед читателем наряду с лондонским и бразильским письмоносцами, разыскивая Бориса Житкова, чтобы вручить ему письмо.


Но Житкова нет на свете,
А читатели мои -
Этих лет минувших дети -
На фронтах ведут бои.


У читателей "Почты военной" отцы и братья были на фронте в тот год, когда писалась баллада. С надеждой и трепетом миллионы семей ждали всякий день появления почтальона - в его сумке были письма с фронта.
И на фронте, в разгар боевой страды, приходил в землянку ротный почтальон с вестями от близких, воодушевлявшими на новые подвиги.


Пишут матери и жены,
Пишут дети в первый раз,
Шлют приветы и поклоны
Все, кто дороги для нас.


Сперва кажется, что стихи написаны для ребят постарше, чем читатели прежней "Почты". Нет, это не так. Дети в военное время душой и умом взрослели быстрее, чем годами. Поэт внимательно присматривавшийся к своему читателю, озабоченный тем, чтобы не отстать от его нужд, запросов, должен был откликнуться на рожденные войной интересы и тревоги не по годам повзрослевших ребят, должен был почувствовать возможность и необходимость большого разговора с ними.
Прежняя "Почта" была написана о путешествии письма, о способах осуществления мировой связи. "Почта военная" - поэма о людях, о тех, кто пишет и получает письма, о тех, кто их доставляет. Прошло время, когда для Маршака самым важным было ввести ребенка в мир окружающих его вещей и дать первое представление о благородстве, важности, увлекательности труда. Достигший зрелости поэт показывает ребенку другого времени, как красив и значителен мир окружающих его людей.
Почтальоны "Почты" - только почтальоны. В "Почте военной" они прежде всего советские люди, патриоты, бойцы:


Отдает письмо герою
Письмоносец - сам герой.
Не отстает от молодежи состарившийся ленинградский почтальон - защитник города:
И медаль с Адмиралтейством
На его блестит груди.


Читая "Почту", малыш мог думать и фантазировать о дальних странах, о путешествии Житкова, о почтовом ящике - о многом, только не о том, какие вести несет запечатанное письмо. Маршак пробуждал у читателя эмоциональное отношение к словам "почта", "почтальон", "почтовый ящик", но еще не к слову "письмо". В "Почте военной" содержание письма - важная внутренняя тема многопланового рассказа. Письма в дни войны приобрели огромное значение для каждой семьи в тылу и для каждого бойца на фронте. И потому органичен замысел: дать читателю образ воюющего народа, сделав сюжетом рассказа письмо, а героем его - почтальона.


Сын письмо писал отцу
И поставил точку.
Дочка тоже к письмецу
Приписала строчку.
А там, на фронте:
Жарко нынче, точно в бане,
Некогда читать,
Да с таким письмом в кармане
Легче воевать!


Малыш, прочитав эти строки, чувствовал, что его письмо поможет отцу воевать, он как бы принимал участие в сражении, и сердце его наполнялось гордостью, - он не просто написал письмо, а еще и выполнил патриотический долг. Это очень нужное ребенку чувство, потому что советские дети почти с первым проблеском сознания начинали ощущать, что все взрослые вокруг них служат общему делу. В годы войны содержание этого дела было особенно ясно ребенку: защита Родины. И он стремился приобщиться к делу взрослых, принять в нем участие.
"Мы думаем, что детский рассудок слаб, что детский ум непроницателен; о нет, напротив, он только неопытен, но, поверьте, очень остер и проницателен", - писал Чернышевский. "Да, нужно только умеючи приняться за дело, - говорит он дальше, - и с детьми можно говорить и об истории, и о нравственных науках, и о литературе, так что они будут не только узнавать мертвые факты, но и понимать смысл, связь их. Детям очень многое можно объяснить очень легко, лишь бы только объясняющий сам понимал ясно предмет, о котором взялся говорить с детьми, и умел говорить человеческим языком".
Зрелость поэта выразилась в том, что он раскрыл шести- или семилетним тему, которую еще не так давно считали бы едва доступной и для двенадцатилетнего.
О связи тыла с фронтом, о народности войны рассказывает Маршак ребенку в поэме "Почта военная".
Она написана совсем иначе, чем первая "Почта". Не намеки, не отдельные детали, по которым читатель должен воссоздать целое, а развернутые картины тылового и фронтового быта. Не короткий стремительный рассказ, а широко льющаяся лирико-героическая повесть.


Вот здесь во флигеле он жил,
Где тополь под окном.
Здесь во дворе он и служил -
На складе нефтяном.

Здесь на крыльце с детьми, с женой,
Усевшись на ступень,
Встречал он день свой выходной,
Последний мирный день, -

-рассказывает Маршак о бойце, приславшем письмо с фронта во флигель. Это не механическое смыкание, не подмена детских стихов взрослыми. В структуре поэмы Маршака есть особенности, характерные и важные именно для детских стихов. Очень отчетливо членение большой поэмы: каждый из восьми эпизодов - как бы отдельное стихотворение, со своим драматическим сюжетом, своей настроенностью, своим ритмическим движением. Образы внутри каждого эпизода конкретны, близки детям - их эмоциональность сочетается с живописностью. Есть элемент сказочности в перекличке между собой запечатанных вестей. Очень прост, ясен синтаксис и словарь - семилетний не найдет незнакомых слов, кроме, может быть, названий городов. Ни одна поэтическая фраза не будет темна для него.
Но разве какой-либо из этих признаков противопоказан просто поэзии?
Конечно, нет. "Детскость" стихов в том, что эта доступность образов, языка, конструкции соблюдена с последовательностью и строгостью, необязательной для "взрослой" поэзии.
Из простых элементов поэт создал сложное произведение без ущерба для его доступности. Сложность рассказа - в идейной насыщенности, богатстве, разнообразии содержания и эмоций.
"Почта военная" - баллада о людях, сражающихся за родину, - одно из произведений, подтверждающих правильность мнения Белинского, Чернышевского, Горького о доступности детям почти всякой темы, если художник нашел подходящие выразительные средства.

"Воспитание поколений. О советской литературе для детей" - 
М.: Детская литература, 1969. 4-е издание. С. 71-125.

***

Подробности:
http://lib.ru/POEZIQ/MARSHAK/detskaya.txt
http://bibliogid.ru/articles/2185
http://s-marshak.ru/articles/ivich.htm
http://marshak.ouc.ru/pochta-voennaya.html
http://s-marshak.ru/works/prose/prose21.htm

Иллюстрации
Иллюстрации М. Цехановского.
http://www.auction-imperia.ru/i/booklot/1235152615.jpg
http://www.teremok.in/images/Pochta1.jpg
http://bayun.ru/covers/2116.jpg
http://s-marshak.ru/books/p/p20/p20_03.jpg


Публикация подготовлена обозревателем «НП» С.Гаврюшиной

Рубрика:
Лучшая часть жизни

Быстрая навигация: На главную

Похожее

Триединство «Света и Цвета»: профессионалы, любители, нейросети

Среда, 27.03.2024, 15:44:49,

Прабабушки будут получать доплату к пенсии за находящихся на их иждивении правнуков

Среда, 27.03.2024, 07:58:13,

Весенняя астения: пришла весна, да не для всех красна…

Вторник, 26.03.2024, 08:24:11,

Не все интернет-магазины одинаково полезны. Хитрые схемы и ловушки фальшивых сайтов

Вторник, 19.03.2024, 13:49:47,

Все больше россиян делают выбор в пользу электронной трудовой книжки (ЭТК)

Вторник, 19.03.2024, 08:56:12,

Вы уверены, что слышите голос друга? А может быть это мошенник!

Пятница, 15.03.2024, 09:25:01,

Условия назначения и индексации пенсии работающим пенсионерам

Среда, 13.03.2024, 10:55:22,

В Чебаркуле открылся пятый в регионе Центр общения старшего поколения

Вторник, 12.03.2024, 08:40:07,

В Тисуле открылся четвертый в Кемеровской области Центр общения старшего поколения

Понедельник, 11.03.2024, 09:00:41,

8 марта: время сказать спасибо всем девочкам любого возраста за то, что они есть

Среда, 06.03.2024, 17:37:39,

Советы гериатра: как порадовать подарком любимую бабушку

Вторник, 05.03.2024, 10:04:53,

На "Госуслугах" вас ждёт... мошенник. Разве это возможно?

Понедельник, 04.03.2024, 14:46:21,

Ещё Рубрика

Советские песни

00:00:00

Фотогалереи

Эксклюзивы

Весенняя астения: пришла весна, да не для всех красна… (26.03.2024) Не все интернет-магазины одинаково полезны. Хитрые схемы и ловушки фальшивых сайтов (19.03.2024) Вы уверены, что слышите голос друга? А может быть это мошенник! (15.03.2024) 8 марта: время сказать спасибо всем девочкам любого возраста за то, что они есть (06.03.2024) Советы гериатра: как порадовать подарком любимую бабушку (05.03.2024) На "Госуслугах" вас ждёт... мошенник. Разве это возможно? (04.03.2024) Как избавиться от храпа? (04.03.2024) Что делать если кружится голова и что это может означать (27.02.2024) Лотерея по телефону: всегда выигрывает мошенник (27.02.2024) «Мама, я в беде! Срочно вышли денег» (21.02.2024) Как сохранить печень здоровой? (14.02.2024) Как нас могут ограбить с помощью SMS-сообщения? (13.02.2024) Телефонное мошенничество и персональные данные (07.02.2024) Телефонное мошенничество: предупрежден, значит вооружён (30.01.2024) «Открой мне тишь своих библиотек» или чтение как лекарство (17.01.2024) Как победить тревогу (11.01.2024) Гипертония – один из самых опасных врагов человека (28.12.2023) Как выбрать подарок для пожилого человека? (25.12.2023)

Ещё

Рубрики и метки


Поддержка и партнеры